Водный поход по маршруту Вятка - Кама

Начальный пункт г.Советск.

Пункт прибытия - паромная переправа у Сорочьих гор.


Общая протяженность 500 км.

Средняя скорость 7 км/ч

Средний дневной переход 43 км.


Команда:

6 мужчин

5 женщин

1 доберман


Средства передвижения:

весло (70% маршрута)

парус (25% маршрута)

мотор (5% маршрута)


Составил: Константин Котляров


Отчет слово официальное и на самом деле малоуместное. Отчет делается для начальства, для общества которое выступает в какой то момент твоим совокупным начальником, но уж никак не для своих друзей, тем более не для самого себя. А может как раз для себя то и отчет? Друзья ухмыльнуться и скажут – молодец что написал. Честно прочитают, вежливо похвалят, осторожно укажут на то, что что то там было не вполне так, а несколько иначе. Какая в конце концов разница кто будет читать, и что при этом думать. Наверно отчет выступает необходимым для меня психологическим завершением проекта. Завершением, в котором можно подвести какие то итоги, а скорее просто выплеснуть прожитое и невысказанное. За каким то лешим я начинал это дело, наверно в тех местах и надо искать причины этого отчета. Что-то толкало мучиться совестью и заполнять журнал цифрами с датами выхода, приставания, пройденного пути и т.п. Морока в походе еще та, я вам скажу, но ведь зачем-то заставлял себя. Уж всяко не для турклуба.

Надо сказать, что при подготовке к походу как раз сухие данные старых отчетов единственно и полезны, вся лирическая хреномуть на которую я собираюсь убить минимум два дня абсолютно бестолкова. И все же пишу. Может стану старым, начну долгими вечерами пялиться в допотопный монитор и перечитывать житие молодости. Эх житие мое, 35 через месяц, - молодости.


Начала.


Начала были как всегда у атласа автодорог. На дворе май месяц, а поход не готов, а народ спрашивает и планирует отпуска, а что то делать надо и времени-желания заново впрягаться в орг.суету ну нету никакого. Сходили на Западный Кавказ, и там я не обрел утерянное в последнее время желание трудиться на родной завод. Думал схожу, отдохну и с новыми силами, чтоб цвела страна моя – хрен там. Работать неохота. Может потому как мои непропорциональные усилия на профессиональном поприще абсолютно не влияли на мою карьеру и благосостояние, может просто устал (но ведь отдых ничего не изменил). Короче руки сами потянулись к атласу автодорог России. Там то я и стал искать ответы на вечные вопросы, – куда идти и сколько это будет стоить.


Первоначальный план предполагал путешествие по реке Белой (славной своими красотами в верхнем течении) с выходом в Нижнекамское водохранилище, далее по Каме до какого ни будь Чистополя и иже с ним, где можно перекинуть ял другой команде. Все было хорошо, пока Максим не нашел атлас Татарстана. Посмотрел я через двухкилометровку на это реку – ё-мое, сплошные болота и мелкий кустарник. Низовья, это вам не верховья, хотя и с тем же названием. Тут очень своевременно попался Володя Емелин, который и говорит – чтобы вам ребята не сходить на Вятку. Очень красивая река и родников много. (насчет последнего готов поспорить, первое же абсолютно верно). Начал я читать про Вятку, да маршрут прикидывать. Тут и Антон конкурентным образом проявился со своим маршрутом по Селигерским озерам. Маршрут интересный, но было в нем пара недостатков. Первое – что ехать надо аж за 1300 км и на своем авто. Причем туда и обратно. Т.е. после счастливого завершения похода, когда все устали и норовят скорее упасть на родной диван под блаженное бормотанье телевизора – вдруг оказывается, что до дивана 1300 км по российским дорогам. Концы отдашь в какой ни будь автокатастрофе. Это запросто.


Ну а второй недостаток – поход по Селигеру в своей идеологии носил характер прогулки. В смысле что не было движения из точки А в точку Б, а было намерение походить, побродить по закоулкам красивого озера, насладиться природой. У меня тогда были смутные подозрения, а сейчас просто глухая уверенность – ничем хорошим для команды такой режим не принесет. Разложение боевого духа и беспробудное пьянство одних, скука других, на фоне общего недовольства и тех и этих. А капитан бегай собакой приводи к осмысленным действиям разложившееся сообщество. Вот такие мои негативные пророчества.


Собирались мы пару раз для обсуждений. С докладами выступали и я и Антон. Сообщество будущих туристов – путешественников внимательно слушало, звенело бутылками, умно рассуждало и в конце концов говорило, да ладно, все хорошо. Тем не менее свою роль эти собрания выполнили. Все обо всем знали, всякий кто хотел, - мог высказаться. Не было ситуации, когда великие капитаны в тиши таинственных кулуаров вершат судьбы народов. Я таких поворотов терпеть не могу. В конце концов вопрос с Селигером отпал сам собой, когда подавляющее большинство владельцев автотранспорта наотрез отказались крутить баранки да еще и на своем любимом авто. Честнее всех оказался Игорь Андрихов – прямо заявивший – «хочу отдыхать, а машина меня и на работе достала».


Стали ориентироваться на Вятку. Кандидатов на поход была записана куча – около тридцати персоналий. Ближе к делу, как водится, все меньше и меньше верных магараджей, и вот уже самый поход под большим вопросом, поскольку людей оказалось меньше чем весел. Впятером не пойдешь Вятку пугать на яле. Меж тем маршурт я закладывал вполне спортивный. 45 км в день при расчетной средней скорости 5 км/ч. Это 5 часов до обеда и 4 часа после. Напашешься мое почтение. Теоретическое расписание: в семь подъем (абсолютно реально), в девять выход (ну это редкость, на самом деле нужно 2,5 часа, т.е. 9.30 выход), в два пристаем на обед, обед два – два с половиной часа (все так оно и было), до восьми опять марш и стоянка. Тут уместно заметить, что вставать при всем при том хотелось в семь, и все надежды был на течение, которое подкорректирует среднюю скорость. Так оно и вышло. Однако нам повезло с течением, - в этом году вода была высокая, и течение выходило 2,5 км/ч. Т.е. в полтора раза наша теоретическая скорость подскакивала. Но тут еще надо помнить про технические перерывы (через каждые три часа по расписанию), про купания (как без них по жаре, да и зачем мы вообще поперлись в этот поход если не развлекаться), про разнообразные и неожиданные подарки судьбы. На одних реках это низкие мосты, других трубы, а попадались и заброшенные плотины. Слава речному богу на Вятке ничего подобного. По крупной реке ходить одно удовольствие, только пароходы мешают, но это уже на Каме.


Еще была проблемой тушенка, точнее ее количество. Благодаря что завхозом скрепя сердце стала Иринка Артамонова проблем с хозяйством больше не было. Но вот сколько брать тушенки? Мы взяли 65 банок – где то ? от необходимого. В результате банок 15 осталось. Но это рыбаки. Рыбаки, которые компенсировали уловом. А без рыбы мы всю уговорили. Так что – на будующее.


И так маршрут: Доезжаем на КАМАЗе и ГАЗели до г. Советск это 660 – 700 км. Там скидываем ял и идем до Сорочьих гор. В этом месте подходит дорога со стороны Димитровграда и налажена паромная переправа. Нас встречает сменный экипаж, который и продолжает поход, перегоняя ял до Тольятти. Фокус с Газелью состоит в том, что платиться за один конец дороги. В этом случае туда еде наш народ и обратно мы же. Двойная загрузка за те же деньги. Фокус удался и здорово нам облегчил жизнь. И деньги экономятся и гарантия, что ГАЗель приедет в нужный час, в нужное место.


Команда.


начальство

Костя Котляров - капитан-менеджер (типа генерал-лейтенант)

Максим Ковалев - боцман по рождению(на ВАЗе по недоразумению)

Иринка Артамонова - завхоз и огромное ей спасибо за это


не начальство

Димка Поляков - глав.рыба и идейный провокатор

Димка Леушкин - певец во всех отношениях

Димка Дунин - глав.эксперт по геоинформационным системам которыми мы дрюкались весь поход (патологическая склонность капитана альтернативная рыбалке)

Игорь Андрихов - рыбак по убеждению, уравновешивал трезвомыслием Димку Полякова

Наташа Андрихова

Света Леушкина

Наташа Чванова

Ленка Котлярова

Девчонок характеризовать не буду, никогда не угадаешь последствий. С этим народом известная осторожность нужна. На том и стоим.


Отправление.


Выехали в 21.40. Все по плану. Вообще сбор и погрузка прошли четко по времени. Вовремя подъехал Газелист, мы погрузились, забрали остальных, поджидавших с рюкзаками у Ирины (правда Димка Поляков задержался несколько с КАМАЗом, но в пределах нормы). Отметились в яхтклубе, погрузили ял и обнаружили что в который раз забыли кису с уключинами на том берегу. В который раз! Пришлось позориться, изображая из себя гондольеров. Но ткнулись к берегу ровно в 20.30 как и было оговорено Планом. Чем изрядно удивили вовремя подошедшего Антона. Погрузка прошла без осложнений – все как всегда.

Ял грузило 12 мужиков, потому прошло без проблем. Мое глубокое убеждение – менее 9 мужиков на погрузку яла – абсурд и надрывание пупка. Хотя нет преград у нас для героев.


Быстро вяснилось, что в КАМАЗе ехать никто не хотел, всех тянуло в веселую ГАЗель с толпой. Пришлось пожертвовать собой и уломать на то же Макса. Договорились, что будем меняться ролями среди мужиков. КАМАЗист Серега попался интересный. В прошлом дискжокей и вместо заунывных блатных песен у него была цела коробка подборок конца 80х начала 90х. Я из КАМАЗа так и не вылез, дорвался до бесплатного. Часам к двум, половине третьего подъехали к Ульяновскому мосту. Там постояли немного и часов в пять встали поспать на пару часиков. В 14.30 приехали в Советск. Как нам собственно и обещали знающие люди. Итого на дорогу 15 часов. Средняя скорость у нас, хоть убейся, была 50 км/ч, да плюс отдых. Вот из того и рассчитывать надо. При том водила был лихач и периодически устраивал гонки с газелистом. Надо сказать, что наша компания сокращению времени не способствовала. Как характеризовал нашу смену газелист Женька – сначала они останавливались около каждого пивного ларька, потом около каждого куста. У Женьки тоже была не слабая коллекция компакт дисков и компания распевая с Рамштайном бодрые песенки катила по просторам родной страны.


Начало.


Для начала мы долго не могли поверить, что приехали в искомую точку. Под самим Советском смысла сбрасываться не было, время позднее, не до жиру. Надо было пройти ритуальных десяток километров и вставать подальше от жилых мест. Потому действовали по запасному плану и сбрасывались у моста, что на 20 км ниже (там река делает петлю и по дороге это километров пять получается). Так вот моста не было. Позже мы поняли, что таким образом обозначена паромная переправа. Тем не менее сбросились почти благополучно. КАМАЗ съехал колесами в воду, глубина начиналась резко. Мы вытолкнули Ял до половины, тут он наклонился, и уперся форштевнем в верхние дуги тента. Корма при этом немного погрузилась в воду. Раскоряка – ни туда, ни сюда. Каким то образом мы его таки вытолкнули. А что делать. Не сидеть же в ожидании крана.


Крики приветствий, видео, фото, шампанское, девушки в купальниках – короче презентация. Не хватало только утомленного жарой священника с кадилом в руках и мечтой о холодном пиве в глазах. Я сказал что то вроде «строили мы строили ивотнаконец» - и мы вернулись к будничной погрузке. Понтонный причал к которому мы привязались, обернулся тем самым паромом обозначенном картой. Вовремя отвязались, причал слинял в известном ему направлении, мы же немного посомневавшись в своем – направились навстречу жизни интересной. Впереди хотелось приключений, красивых картинок природы, тихих ночевок, разговоров у костра, душевных песен и парусов, полных попутным ветром. Плюс определенные сомнения во всем вышеперечисленном.


Погребли вобщем. Шесть мужиков и пять девчонок тут рассчитывая смены на весле одной арифметикой не обойдешься, тут интегралом брать надо. Пришлось выдумывать хитрые варианты, ох и намучился я с этими сменами. Ну не получалось простой системы. Было семнадцать вариантов прописано в бортжурнале. Можно и больше, но уже в напряг.


Гребли мы и гребли. Дневная жара спала, слепней пока не было, комаров тоже. Да мы о них и не думали. Мы присматривались к Вятке, Вятка присматривалась к нам. Греблось хорошо, течение помогало, ветра не было.

Около 21 часа мы решили пристать к приятного вида островку на песчаную отмель. Сколько этих стоянок на песчаных отмелях будет впереди!


Поставили палатки, разобрались с местом жительства. Само собой образовалось три семейных палатки и две сборных. С точки зрения оперативности постановки и снятия лагеря такой вариант был неоптимальным конечно, зато комфорт обеспечивался на должном уровне.


Дежурные Андриховы сообразили обед (при общей помощи команды. Надо сказать что во всем походе дежурным активно помогали. За исключением завтраков, правда. Тут солидарность еще не успевала проснуться.) Ленка обнаружила первую потерю – крякнуло туалетное зеркало на подставке, которое хранилось в рюкзаке на носу. Самым удивительным в этом было удивление Ленки. Она чистосердечно не предполагала такого конца для зеркала в полрюкзака рахзмером(мое занудство не в счет). А вторая потеря – треснула полуторалитровая бутылка водки и содержимое ее пролилось в ял. С какого барабана, почему – никто не знал. Это был знак, но мы были самонадеяны и восторжены. Гордыня помешала нам понять семантику божественного дискурса, и нужные выводы не были сделаны.

В 23.00 по расписанию в небо вышли комары. Кроме того, метрах в пятистах причалил кораблик с веселой публикой. У них была своя свадьба, и нашей они не мешали.


День второй.

Подъем: 7.00

Отход: 9.30

Обед: 14.45-17.20

Стоянка: 19.00

Пройдено: 45 км

Условия: С утра тучи, достаточно комфортно, потом солнце, жара, слепни.

Средства передвижения: вёсла


Утром, с бодрячка большинство подскочило в 6.30, остальные в семь. Разобрались с погрузкой яла и двинули вдоль по реке, крутить замысловатые повороты. Я торжественно достал чудо техники - GPS. Специально для крестьян - GPS это спутниковый навигатор, который через пяток лет будет у кого попало. Смысл в том, что приборчик привязывается к спутникам и определяет твое местонахождение с точностью пять – десять метров, скорость в данный момент, среднюю скорость за время движения, время движения, пройденное расстояние, запоминает маршрут. Все это в привычной нам системе Гаусса - Крюгера. Вот такая игрушка. Могло бы быть еще круче, и будет в будущем. Можно маршрут заранее проложить и потом по навигатору идти в точности по проложенной кривой. Но для того нужны карты в электронном формате, умение стыковать GPS с компьютером, знание соответствующих программ и т.п.

Тем временем тучки развеялись и солнышко шарахнуло по полной программе. Мало не показалось. Для охлаждения туристических организмов попрыгали купаться в речку. Визги, писки. Росту средней скорости не способствовало, но неожиданностью тоже не было, все по плану, все под контролем. Обед сделали под ЛЭП. До этого, в поисках обеденного места, заскочили в деревушку. Игорь с Максом посетили ее на предмет питьевой воды. Вернулись ни с чем. Воды нет, людей нет, собак и тех не видно. Двери не заперты, народ в поле. Темнота! То ли простота отношений первобытно неиспорченного общинного строя процветает, то ли просто переть нечего. Эх Руссо бы сюда, вот бы где великий гуманист радовался. Наверное сейчас же побежал бы искать под кустом пастуха с пастушкой, как и положено по картинам эпохи возрождения.


Оставив деревню соответствующего периода мы причалили на косе под палящим солнцем. Я решительно не понимал радости обеда на сковородке пляжа, но общество было настроено иначе.

Обед изготовили правильный. Горячий борщ, жара, чай. Что может быть лучше. Вот грести после этого ломы. Продолжительное купание сняло симптомы обжорства. Снова взялись за весла.

Средняя скорость после обеда 7 км/ч (с учетом течения), вокруг сновали моторки любопытствующих. Видать такого рода корабли не часто встречаются. Моторка здесь заместо мопеда, пилят на них и взрослые и дети. Но ведут себя вполне прилично. Через пару часов наступило 19.00, были пройдено положенные 45 км (до обеда 32.400 км проплыли). Время вставать. Бюрократия и плановое ведение хозяйства торжествовали. Вот и присмотренный дома по карте островок с заливом. В районе села Мертвецы. Вообще с названиями на Вятке не соскучишься, и Советск тебе, и Мертвецы и Красные панки потом попадались.


Причалили, поставили лагерь, занялись ужином. За день по жаре народ здорово вымотался, двигались невесело начали потихоньку срываться друга на друга. Рановато, подумал я, до дневки, как до Китая кормой вперед. Выступил с призывной речью на предмет терпимости к соседу и мужества перед лицом походных трудностей. Кто молчал, кто согласился, кто ответствовал, что ничего такого у нас и не наблюдается, Димка Поляков активно поддержал и выступил с аналогичным воззванием. В дальнейшем поводов для подобных воззваний не возникало. Видимо это был критический день.

Пока возились, нас слегка примочил дождик, поставили тент, попрятали барахло он и кончился. Зато вскипятили пятилитровую канистру водки впополам с водой на чай. Так, чтобы показать, что и не то могём. Это уже было серьезно, это не протекший ваучер. Рыбаки поставили сети, а еще на противоположном берегу заливчика видели следы кабанов. Местные дети, подошедшие на лодке, поведали, что и медведи тут водятся. Хорошие детишки, неиспорченные. Так за трудами праведными и отбой подкрался. Вся сознательная часть человечества пошла спать, а несознательная во главе с Димкой Поляковым пела песни для отвода глаз, а потом ночью выловила стерлядь и сожрала ее предварительно изжарив.

Условия стоянки.

Песчаная коса, на бугре заросли кустарника и мелких деревьев. Через протоку лес погуще. Вода теплая до безобразия.


День третий.

Подъем: 7.30

Отход: 10.55

Обед: перекус на ходу в районе 15.00

Стоянка: 20.00

Пройдено: 47 км

Условия: Жара, полное безветрие. Как сковородкой по лбу.

Средства передвижения: вёсла и только весла, дрейф


Утро не оставляло сомнений относительно нашего будущего. Солнце начало палить с опережением графика и одумываться не собиралось. Рыбаки выуживали рыбу по сетям, Максим сооружал хитрое сооружение на яле типа «каркас для тента из подручных средств». Настоящий каркас из титановых трубок профукали наши сотоварищи в кругосветке. Очень и очень жаль. Наконец тент установлен, команда загружена и с двухчасовым опозданием мы вышли.

Тент спасал здорово. Слепни конечно доставали по черному, но солнце не глушило. Однако тяжко было. С обедом решили не связываться, а сэкономить время через обед на ходу. Течение давало 2,5 км, таким образом, за пару часов мы отыгрывали 5 км. Очень даже.

Пообедали, покупались. Пока купались, чуть не наехали на буй. Я его не заметил вовремя, да честно говоря особо и не волновался за ял – проходили мы спокойно, только вот весла торчали в стороны – их оперативно подняли. Поволноваться пришлось из-за Димки Леушкина, который оказался где-то между ялом и буем. То ли буй отталкивал, то ли ял отгонял – ладно сумел вывернуться. Шутка в деле ял под загрузкой больше двух тонн весит, такая масса прижмет – разотрет.


Поохали и дальше. Долго ли коротко дошли до г. Аркуль. По плану за ним в километрах пяти – семи нам вставать. Мест приличных не наблюдалось время уже за семь вечера. Наконец опять коса, внутри озерцо с парной водой. Вокруг рыбаки браконьерничают. Встали, изобразили лагерь. Глядим, - проплывает мимо аборигенский рыбак и бросает нам в лодку рыбешку. Мы насторожились. Рыбаки покружились и стали к нам жаться с целью перепродажи выловленной стерляди и налаживания культурных связей. Трезвых среди них не было. Опасности они не представляли, но вот милые шутки с подбросом запрещенной к вылову рыбы могли привести к невеселым последствиям. За каждую голову по восемьсот рублей, если рыбнадзор накроет. У них это общепринятая шутка такая. Браконьерством они кормятся и поятся. В основном, по моему, поятся. Трезвых рыбаков в тот день я не видел в принципе, независимо от пола. За бутылку водки нам отдали пакет стерляди.


Игорь и Димка Леушкин вступили в сношения с местными, чем изрядно напрягли свою лучшую половину семьи. Общались долго и обстоятельно. История местного края, полученная из первых уст была грустна и незатейлива, как и вся жизнь глубинки. Работать негде, семью кормить надо, да и организм водки требует. Реально кормиться можно только браконьерством на реке. Рыбнадзор зверствует, у него свои интересы. В силу провинциальной недалекости взяток не берут, а вешают штрафы. Один особо удачливый товарищ наших рыбаков наловил стерляди на пятьдесят тысяч рублей штрафа. Пришел домой и повесился, оставив жену с кучей детишек. Наивные, неиспорченные дети реки, они и понятия не имеют, что на государство с его штрафами нужно ложить, причем безо всякого прибора. Пусть вычитают по суду из зарплаты, рублей двести ему колхоз платит в лучшем случае. И платил бы сердешный до конца жизни не спеша и не волнуясь. Ан вон как вышло. Тем не менее браконьерствовать меньше они не собираются, каждый уверен, что его пронесет.


Всю ночь аборигены что то ловили, делили, ругались, трещали моторами. Мы попрятали от греха барахло и продукты в тамбуры палаток и завалились спать.


День четвертый.

Подъем: 7.20

Отход: 10.00

Обед: 15.00-17.45

Стоянка: 20.20

Пройдено: 46,7 км

Условия: Жара, полное безветрие. Как сковородкой по лбу.

Средства передвижения: впервые парус, иногда весла


Утро началось пасмурно. Собрали палатки, пошел дождь. Попрятались под тент, потом плюнули, стали грузиться. Погрузились, дождь кончился. Ветер позволял поднять парус, что мы и сделали. Так и шли час с небольшим. Потом бесперспективность стала очевидной. Тучи кончились, настало солнце, жара и слепни. Поляков предыдущим вечером долго вел осторожные провокационные разговоры о вреде обеда в нашей походной жизни и рисовал заманчивые картины обильных перекусов с последующей блаженной негой в оставшиеся полтора часа. Мой опыт предыдущих походов говорил об обратном. Когда обеды регулярно заменяются кусками - кончается плохо. Нужно здоровое питание, да и никакая раскладка продуктов не выдержит, перекус дело дорогое. Димка побаламутив народ, сказал, что он конечно подчиняется дисциплине, и на следующий день изготовил замечательную уху. Правда обедали мы опять на раскаленном солнцем пляже, хорошо хоть под обрывом тень нашлась. Напоролись и снова за весла. Течение в том месте – с ног валит. Под вечер снова удалось запарусить. Пусть слабенько, но морально удовлетворяет.

До намеченного острова не дошли несколько километров. По дороге попался замечательный бережок напротив брошенного пос. Усть-Кильмезь. Берта обнаружила ужа и долго на него гавкала. Чайки беспокоились за свои яйца, выложенные по песку и орали сверху на нас. Но мы устали, потому их крики не восприняли всерьёз.

Стоянка: Песчаная коса. Напротив брошенная деревушка. Лес и кустарники достаточно далеко, а бережок на повороте хорошо продувается, потому комаров мало и жить можно комфортабельно. С дровами, как всегда, проблем не было.


День пятый.

Подъем: 7.15

Отход: 9.30

Обед: 14.00-15.00 на ходу под парусом

Стоянка: 19.00

Пройдено: 51 км

Условия: солнце, устойчивый попутный ветер, разной степени силы (при течении в 2,5 км/ч скорость варьировалась от 3,5 км/ч до 12,5 км/ч)

Средства передвижения: преимущественно парус, весла


Надо сказать, что за вчерашний день народ попробовав парус с надеждой смотрел на него, смотрел и боялся верить в чудо. На самом деле передышка была нужна. Однако с утра ветер подул-подул и сдох. Пришлось вставляться в весла и пырять дальше. Через час в районе пос. Донаурово пристали набрать воды. Разбаловались мы и пить из реки не катило. Пока отряженная экспедиция искала воду, я отправился узнать насчет молока. Через несколько неудачных попыток нашел искомое. В том дворе и воды набрали. С общественными колодцами, в тех деревнях, почему-то напряг.

Пока гуляли, поднялся обнадеживающий ветер. По словам очевидцев задувало со страшной силой и в правильном направлении. Естессно, как только мы приладили парус на нужное место, о ветре остались только рассказы. Тут надо вспомнить дедушку Ленина, который верно утверждал «Идеи овладевшие массами становятся материальной силой». Вот на этой силе мы и дрейфовали минут сорок, пока не задуло по настоящему. Тут уже стало весело. Когда галсом, когда бабочкой мы то летели, то плелись, но двигались! Самобеглый экипаж практически. Народ при первых признаках паруса стал впадать в традиционную болезнь безделья и сна. Чтобы пресечь разложение команды принудил Ленку петь вдохновляющие песенки.


Кстати, по мере поднятия духа, поднимался и ветер. Когда песни иссякли перешли к психологическим играм на формирование команды. Все шло хорошо и увлекательно, ветер попутный, бабочка тянет даже на слабом. Хорошо хоть обед Димка Поляков будучи дежурным с утра сготовил и мы могли не теряя времени на ходу перекусить. К вечеру ветер совсем кончился, и последние полтора часа пришлось погрести. После психологических баталий гребля уже не казалась тяжелым трудом. Встали опять на песчаной косе за пос. Гоньба. Нашей целью было подобраться как можно ближе к г. Малмыж, в котором мы рассчитывали закупить перед дневкой мяса с целью последующего маринования плавно переходящего в вечерний шашлык. Мы уже знали, что в маленьких городках базары работают до обеда, а надежнее всего до одиннадцати часов. Прошли мы хорошо, все планы выполнили, но грести сверх плана, да еще после паруса ну совсем в лом было. Потому отошли на расстояние приличия от п.Гоньбя, да и приткнулись на первой же приличной косе. Под конец дня жара опять вступила в свои права и вечерний зной размаривал, расслаблял, звал к отдыху.


Напротив высокий лесистый берег, но места для стоянки на нем не видно. Зато в наших кустах было такое зверское количество комаров, что сбор сушняка превращался в героическое испытание. Тем более героическое, поскольку одеваться по еще стоящей жаре было в лом, а трусы не лучшее средство от комаров.

После ужина кто во что. Я бриться, девчонки голову традиционно мыть, шмотки стирать. Увесили ими весь ял. Тем временем рыбаки снарядили свои снасти, и под мотором с развевающимся бельем отправились на ночную ловлю. Пытались в этих целях экспериментировать с новыми рыбацкими технологиями. Ловить сетью на ходу, как-то по хитрому вдоль реки ее бросали, что-то шептали. Короче использовали аборигенские знания и советы. Ничего однако не выловили, зато под мотором как белые люди походили. Вечерних песен у костра впервые не было. Ленка уморившись за предыдущие невыспанные ночи завалилась пораньше и остальные тоже дали слабину. Даже как-то неудобно за них стало. Ну ладно я, лицо при исполнении, ночным песням предпочитаю уютную палатку, но романтики то куда.

Условия стоянки. Песчаная коса, на заднем плане заросли кустарника с кучей сушняка и комаров. Жарко несмотря на вечер.


День шестой.

Подъем: 6.45

Отход: 8.40

Обед: 16.40-17.30

Стоянка: 21.00

Пройдено: 38 км

Условия: солнце, утром несильный попутный ветер, к вечеру штиль и солнце.

Средства передвижения: преимущественно весла, парус


С вчера нацеленные на ранний выход и мотивируемые вечерним шашлыком коллеги поднялись ни свет ни заря в 6.40. К тому времени Леушкины успели сготовить завтрак, и очень впоследствии пригодившийся обед. Споро собрались и вышли в рекордно ранние сроки. Больше таких подвигов не делали никогда.

Ветер позволял парусить на бабочке и мы особо не утруждаясь проскочили до перекрестка на котором Вятка заворачивает круто влево, а справа впадает речка Шошма. Подойдя к берегу, узнали у прохожего, что рынок находится на несколько километров вверх по р. Шошма, в районе церкви. Я объявил перерыв в туризме, Максим после нескольких пассов заставил работать подвесной мотор, а команда с наслаждением предалась халяве индустриального общества.


Мимо нас проплывали берега, корабли, моторки и просто лодки, а с нашей стороны к тому не требовалось никаких усилий. Вот и церковь. Неплохая церковь, точнее собор, только на ремонте. Предварительно потянув спички выяснили, что оставаться попеременно караулить мне и Максу. Остальные собрались, определились что покупать, я напутствовал их на полтора часа хождений и все разошлись. Я в ял журнал писать, остальные глазеть по городу и посещать его культурно-торговые достопримечательности. Через час пришел Макс и я пошел в свою очередь глазеть на эту деревню, а он принялся починять ял. Смотреть особо нечего, по русски между собой в Малмыже не принято говорить, как впрочем и по английски. Но люди приветливые, стоит заговорить на великом и могучем, как они на ём же и отвечают.


Минуло два часа и вся наша компания собралась кроме двух членов профсоюза - Димки Леушкина и Иринки Артамоновой которые вызвались купить мясо для шашлыка. Мы вяло валялись в тени, а Светка, будучи женой г. Леушкина стала проявлять признаки беспокойства. Я как мог, старался утешить ее своим безразличным видом. Еще через час стали волноваться всерьез и была наряжена спасательная экспедиция. Пройдя по памятным местам, они не нашли никакой информации. Успели побывать и в прокуратуре, где их успокоили, что город мирный, тихий и здеся ничего не случается. Версий было несколько.


1. Ребятам обещают вот-вот привезти мясо и они как последние идиоты сидят с лапшой на ушах.


2. С кем то из них произошло заболевание (машина сбила) и второй (вторая) находятся неотлучно при нем, и либо просто растерялась, либо не до нас в данный момент.


3. Местная ОПГ (организованная преступная группировка) захватила наших, пытаясь использовать этот бестолковый груз в своих корыстных целях.


Тут мысль останавливалась. Потому, что все сходились во мнении, - если Иринка человек доверчивый и все три пункта с ней могли произойти разом, то уж Леушкин ради своих товарищей точно не будет под солнцем париться три часа, в надежде доставить нам радость вечернего шашлыка. Одна Светка Леушкина ни в чем не сходилась, а маячила напряженно по берегу и молчала. В конце концов рамки ожидания перешли все приличия и мы поделились на три группы чтобы рассыпаться по городу и охватить больницы, телеграф, милицию и почту, как учил тому великий вождь. Никакой особой толковости в этих планах не было, но что можно толкового придумать в замшелом городишке, где просто фантазии не хватает на страшные предположения. Это то и напрягало. Так порой починяя электропроводку, встаешь в глубокий ступор близкий к летаргическому сну. Все провода у тебя перед глазами, все понятно, все присоединено, все контачит, но не работает. Еще и еще проверяешь – не работает и все тут. И нет предположений, которые бы могли возникнуть в здравом уме.


Так вот, как и подобает по жанру, только наши группы направились в город в очередной раз, как в клубах пыли появился УАЗик и из его дверцы выпал живой и нетрезвый Димка Леушкин. Широко взмахивая руками, будто бы отгоняя многочисленных бабочек, он объявил, что с ним прибыли наши друзья, которым все мы страшно обязаны. После него на сцене появился неприятного вида очкарик, который на ногах стоял не в пример тверже и сразу же подошел к нам. Правда ничего не просил, а только покровительственно пообещал что никто нас здесь не тронет и мы можем быть спокойны.


Дальше не очень помню последовательность выгрузки из машины. В какой то момент появился шашлык, в какой то нетрезвая Иринка. Последняя улыбаясь глупо и счастливо объявила, что это был ее самый странный день и она познакомилась с удивительными людьми. Удивительные люди были в сильном подпитии, что впрочем не мешало им горячо обниматься с Леушкиным. Я бы даже сказал помогало. Картина до боли напоминала сцену прощания с надоевшими гостями в прихожей, когда хозяева с надеждой на последний раз горячо раз за разом обнимаются с надоевшим гостем и врут ему про то, как все замечательно, мучительно соображая, когда же эта сволочь наконец уйдет, а тот все никак. Тут та же история с точностью до наоборот, Димка как мог, отделывался от замечательных хозяев, а те разве только к нам в лодку на мачту не лезли. Очкарик несколько отчужденно к нам отнесся. Вероятно он ожидал, что мы тоже будем все обниматься по поводу того, как интересно и плодотворно провели четыре часа на берегу замечательной реки Шошма, в замечательном городе с замечательным пусть и не поэтичным названием Малмыж, в тени замечательного, ржавого понтона. Учитывая алкогольную составляющую в крови жалких охотников за шашлыком, не стал и другим не советовал разбираться в том, что же было на самом деле.


Погрузились и с большим нетерпением рванули в сторону Вятки. Время было уже к пяти часам, мы еще не обедали, почти ничего не прошли, впереди был трудовой вечер на весле. Иначе самая дневка становилась под вопрос и этот шашлык тогда уже никому был не нужен. Надо отдать должное г-же Светке Леушкиной. Завидя благоверного она заметно успокоилась и не стала причинять ему тяжких телесных повреждений. А зря, кстати.


Выйдя из Шошмы, мы подошли к высокому яру и сделали коротенький обед. Димка старательно исполнял дежурные обязанности, попутно рассказывая про подвиг разведчика. Иринка вторила ему взахлеб.


Собственно легенда выглядит следующим образом. Столкнувшись с полным отсутствием мяса на рынке и магазинах Димка за бутылку пива нашел местного эксперта по нужному вопросу в ближайшей пивной. Тот вызвался проводить наших, до опять же местного перекупщика мяса. Того конечно не оказалось, но по ходу дела ребята познакомились с главным врачём санэпидемстанции г.Малмыж. Тот оказался в душе скучающим интеллигентом с обостренной склонностью к алкоголизму и взяточничеству. По очкам он определил в Димке Леушкине родственную интеллигентскую душу и повесился ему на шею. Обеспечил мясом, привел в столовую где их бесплатно поили вином, и кажется кормили, пока найденный ранее эксперт по общим вопросам в столовской подсобке резал и мариновал мясо. Быстро набравшись, главный интеллигенствующий санэпидемстанщик стал кидаться из крайности в крайность – то он желал с мигалками и вертолетами провожать наш ял до Тольятти, то норовил упрятать всю команду на трое суток, начиная с подозрительного Леушкина. При этом не забывал хвастать что весь город у него вот где, а главный ФСБэшник Малмыжа есть его лучший друг, а прокурор того же города еще лучший и если он чего захочет, то сбудется обязательно. Димка старался как мог не расстраивать добродетеля, дабы не погубить товарищей и самому не угодить в острог. Вот так они к нам и прибыли.


Не сказать, что эта история меня прослезила. Понятно, что попали. Но принципиальная ошибка была в том, что своевременное возвращение к команде по приоритету оказалось ниже шашлыка. На всемогущего главврача они нарвались когда уже на час опаздывали. Понятно, что хотели как лучше.

Вобщем разборки в тот момент были бессмыслены и вредны. Надо было упорно грести, поскольку ветер отсутствовал, впереди еще 20 километров. А при нашей скорости, упавшей после обеда до 5-6 км/ч это означало часа четыре.


Прошли, куда бы мы делись. Дошли до красивых мест по плану, и вновь разгорелся спор. Где вставать. На привычной косе или под горой, где красиво, но есть другие люди и наверняка много комаров. Причалили туда, где красиво. Мы с Игорем пошли разговаривать с местными рыбаками, а остальная команда устало осталась ждать выводов на борту. Рыбаки поведали, что ягод здесь полно, народ мирный и стоять можно без опасений. На том и порешили. Впервые мы стояли не на песке. Уже одно это вдохновляло. Становилось откровенно темно. Поставили большой шатер, палатки и изготовили шашлык. К этому моменту комары зверствовали вовсю и есть пришлось шатре прокуренным фумитоксом. Зато без комаров и романтично. За день так умотались, что после сытного шашлыка ни петь ни болтать особо не хотелось и все расползлись по палаткам.


День седьмой. Дневка.

Подъем: 9-10

Обед: 15-16

Условия: солнце, сильный попутный ветер, жара


Утром беспощадное солнце не позволило расслабиться надолго. В палатке скоро стало душно и тяжко и мы повылазили на свет божий. Искупались, позавтракали и предводимые Димкой Поляковым двинулись на косогор за клубникой ягодой. И в самом деле, ягоды было изрядно. Давольно скоро объелись и с собой набрали. Часть ребят полезла на гору, часть осталась шланговаться в лагере. После обеда возникла новая идея (кажется у Макса) сплавиться в спасжилетах до островка, который находился километром ниже по течению. После долгих разговоров и убеждений набралась изрядная команда во главе с Игорем. Они связались и поплыли. Доплыли, что неудивительно, побродили по островку и вернулись пешком в лагерь (переплыв на нужный берег).

В принципе мы планировали на этой дневке кильнуться на яле. И погода благоприятствовала, но сильное течение не оставляло сомнений в исходе дела – что вовремя не поймаешь, то уплывет в известном но далеком направлении, да и сам ял будет нести до ближайшей мели. Нет не подходящее место было. А к вечеру прихватило живот у Димки Полякова. Да так что сидел он синий и противоестественный. Консилиум напропалую предлагал таблетки различной тяжести воздействия, хотя и непонятно от чего. В конце концов съел сердешный аналог той дряни, которой пробавлялся Димка Леушкин у которого вроде как аналогичные проблемы когда то были. Вроде как угадали, и к утру все прошло.

Ужин, костер, разговоры, песни и отбой.


День восьмой.

Подъем: 7.05

Отход: 9.40

Стоянка в Вятских полянах: 13.40-16.00

Обед: на ходу под парусом 16.30 – 17.00

Стоянка: 19.00

Пройдено: 45 км

Условия: солнце периодически прячется в облака, утром несильный попутный ветер, к вечеру значительно усилился, но стал встречным.

Средства передвижения: весла, парус


Как собирались, и как подходили к Вятским Полянам не помню. Дул слабый ветер в какую-то сторону. Так склеилось, что нам затребовалось зайти в Вятские поляны. Во первых, очень их нахваливало население Малмыжа. Вятские поляны по их словам представали прямо таки центром Вятской культуры, во вторых недуг Димки Полякова выявил недостаток лекарств специального назначения. Заодно и батареек набрать для GPSски, заодно по городку пошланговаться. Причалили в 13.40. Перед выгрузкой личного состава была проведена политическая беседа о том что можно, чего нельзя туристу команды Кошмар при посещении поселений городского типа. Я в добровольном порядке остался в лодке с собакой. Сказали, что будто бы надо ехать в город на автобусе несколько остановок, а с собакой в общественном транспорте не хотелось ехать. Да и журнал не заполнял несколько дней, надо было наверстать упущенное.


Почти все пришли вовремя, мы малость потолкались на берегу загружаясь и двинули. Дул слабый, неверный попутный ветер, вокруг сновали всеразличные маломерные плавсредства осуществляя частный извоз по переправе на другой берег. Напротив Вятских полян находилось село Красная поляна, судя по оживленному движению – связанное тесными узами с вышеупомянутым городом. Народ просто валом валил туда и обратно. Впервые увидел ситуация, когда работа лодочником была поставлена на полупрофессиональную основу. Мужики на моторках подходили и забирали скопившийся народ, пенсионеры на гребных лодках (в целях экономии бензина или неимения мотора?) сновали тут же. Ширина реки метров 500. Достаточно широкая. Тут же челночил штатный катерок, подходя через каждые 15 минут к берегу. И народу на всех хватало! Неподалеку от нас милиция флегматично рассматривала утопленника доставленного течением как раз к переправе. Пока я заполнял журнал, краем глаза отметил про себя плывущее нечто мимо, но не поверил в реальность такого соседа.


Парус пока не ставили. Скоро за поворотом, начинался участок на 12-15 км, где либо ветер есть, либо увы. Димка Поляков приободренный современной фармацевтией устроил на своей смене гонку на скорость. Я пообещал, в случае достижения 9 км/ч встать в рыбно заливчике. Разбежались до 9 с копейками (при течении порядка 2 км/ч), до десяти пороху не хватило. Повернули, ветер присутствовал. Поставили парус и занялись обедом. Скорость не ахти, но 5 – 6 км/ч делали, на порывах разбегались до 10 км/ч. Не так уж и плохо, всяко не грести. Димка исполнил давнюю мечту – обвязавшись концом прыгнул за борт, дабы глиссировать на пузе за ялом. Довольно скоро нахлебался воды и успокоился. Отобедав предались праздности, но не надолго. За поселением (городом?) Сосновка получался крутой поворот и там вышел нам такой мордотык, что мало не показалось. Упирались, гребли. Несколько раз садились на мель. Крутиться по фарватеру не хотелось, поскольку последний шел хитрым зигзугом по реке. Вот и рисковали мелями. Благо ял не яхта, мель не преграда. К семи часам мы оказались в рассчетной точке и рубится дальше против ветра нужда отпала. Попервоначалу хотели встать в заливчике на правом берегу, согласно обещанию рыбакам. Но там торчали автомобиль, чужеродные рыбаки и моторка. Прошли чуть дальше до привычно-типичной песчаной косы. Перед берегом продолжительная мель, подойти близко не получилось. Выгрузились вброд. Дул сильный, порывистый ветер. Прохладно. Намечался дождь. Поставили шатер и занялись лагерем. В конце концов к вечеру дождик и вправду полил но не сильно и не надолго.

Характеристика стоянки. Песчаный островок в районе пос. Усть-Люга. Самого поселка не видно, и проходящей рядом с ним железки – не слышно. Правый берег высокий, травянистый, ровный. Представлен автомашинами с мирного вида рыбаками. Перед нашим островом продолжительная мель, даже пустой ял подтянуть ближе, чем на 25 метров от берега не удалось. Дров достаточно, комаров по причине ветра не было.


День девятый.

Подъем: 7.30

Отход: 9.45

Обед: на стоянке, после перехода

Стоянка: 17.00

Пройдено: 56 км

Условия: солнце, свежий попутный ветер, нежарко.

Средства передвижения: парус, немного весел


С утра ветер был, к моменту выхода, как водится издох. На том, что еще оставалось вышли и сели на мель. Мель была долгой и непонятной. Походили, потоптались, вытолкали ял на глубину. Ветер приподнялся до свежего и ял уже шел свыше 10 км/ч. Временами разбегались до 15 км/ч (с учетом течения 2,5 – 3 км/ч). Скорость позволяла соблюдать все правила речного судоходства, мы шли по обозначенному буями судовому ходу и тем были гарантированны от мелей. Попели, как водится песен, и принялись играть в социально-психологические игрушки. Все было весело и забавно, пока не принялись за известную игру в авиакатастрофу. Я сидел на руле, народ бодался ожесточенно, изредка меняя бабочку на нужный галс, да и то в основном делал Максим. Я так прикидывал, – поиграют часок, полтора и обедать как раз. Куда там. Два с половиной часа надрывались. В конце концов выдохлись и пришли к необходимому согласию. Дело было к вечеру. Сам обед грозил плавно перейти в ужин, и прошли мы уже практически все, что надо было пройти в этот день. Времени пятый час. На мне висело вчерашнее невыполненное обещание заливчика для рыбаков. Ветер тем временем становился встречным в результате неумолимого поворота реки. Впереди по карте было приличное место – впадение реки Анзирка. Заложив пару галсов, мы вошли в устье этой речки, и пристали к техническому перерыву на крутом берегу. Место было вполне приятное, правда места маловато. Экспедиция вывила и другие недостатки, а именно – место было занято легковым автомобилем, палаткой и т.п. Решили рискнуть и пройти против ветра на пару километров ниже. Там располагался двойной залив. Впадение реки Артач и рядом безымянный залив. Упираться пришлось минут двадцать.


Стоянка для нас оказалась непривычной, потому возникли многочисленные сомнения. Во первых, травянистый берег, а значит комары. Во вторых, полное отсутствие песка, дно илистое, если не сказать грязное. Однако развлекательные игры настолько вымотали, что сомневающаяся часть команды махнула рукой и дала свое согласие.

Мы пообедали не скорую руку и упали отдыхать на природу. Рыбаки дрожащими руками путали сети, Наташки погрузились в дешевые любовные романы, Светка Леушкина гоняла тетрис. Остальные завалились спать, в том числе и я. А может быть только я, разве уследишь.

Вечерком легкий ужин, вино, игры в веревочку. Тут и комары консолидировались. Надо сказать, что их было не намного больше, чем на песчаной стоянке.


День десятый.

Подъем: 7.10

Отход: 8.45 ушли смотреть сети в залив, 10.15 вышли на маршрут

Посещение Мамадыша 12.00-14.00

Обед: 15.30-16.00 на ходу

Стоянка: 18.00

Пройдено: 36 км

Условия: солнце, свежий попутный ветер, нежарко.

Средства передвижения: парус


На этот день был намечен небольшой, но торжественный переход. Около 40 км с выходом из Вятки в Каму. Посещение Мамадыша было по программе закупок свежих овощей.

Поднялись, собрались, оставили девчонок на берегу под присмотром Димки Дунина и пошли проверять сети в заливе. Первая треть сети принесла нам два ведра крупной рыбы, в том числе сома средних размеров. Вся остальная сеть была абсолютно пустая, но нам хватало. Жареная рыба была на вечер обеспечена. Отошли от берега, подняли парус и поднимающийся ветер потянул нас вперед. На подходе к Мамаджышу свистело уже порядочно и ял резво несся вспенивая воду. Мамадыш невнятный городок более похожий на деревню. Вскоре мы увидели что то типа автобусной остановки, с обшарпанной надписью «МАМАДЫШ». Туда и пристали. Оказалось в самую точку, километр вверх и ты в центре. Распределились кому что закупать и рассыпались по городу. Городок опрятный, тихий, татарский. Много памятников своим землякам. Эти воевали в Отечественную, эти в Афгане и Чечне, этот писатель, этот ученый. Понравилось.

Вернулись вовремя. Пока ходили свистел жуткий ветер. Как собрались отходить – как сглазили, едва едва поддувало. Тем не менее попутный, и на бабочке мы делали от 3,5 до 6,5 км/ч. Помедленнее чем на веслах, но за бесплатно. Пообедали на ходу. Неожиданно кончилась Вятка. Появился широкий приток – ба, да это Кама. Берега постепенно скучнели, мест для стоянок все меньше. Песчаные косы вовсе пропали. Стоянка у нас была намечена на о-ве Сокольский, в районе 18 часов мы там оказались. Так на парусе и зарулили. Полный расслабон.


Вечером Наталья Андрихова сделала подвиг изжарив на всю команду кучу рыбы. Остальные ей мешали в меру своего усердия. За ужином рыбой решительно обожрались и до конца похода гастрономический интерес к рыбной ловле пропал напрочь. Это не помешало маниакально настроенной части нашего общества поставить снова сети. Как говорил прапорщик в известном фильме – дело не в желании и не в подворотничке, дело в пришивании воротничка к подворотничку.


Ночью в беседах у костра два Димки - Поляков и Леушкин повели ренегатские разговоры на тему «а правильно ли мы отдыхаем». Оказалось, что отдыхаем мы не совсем правильно, и разумное использование подвесного мотора при отсутствии ветра позволило бы оптимизировать наш режим дня в сторону увеличения свободного времени для культурного общения. А весла могли бы найти себе более уместное применение в качестве стоек шатра. Я в общем ждал таких тем, но почему то рассчитывал их услышать когда было тяжело. Однако на тему халявы пробило тогда, когда пошел последовательный расслабон – попутный ветер, короткие переходы, ранее приставание к берегу.

Мы вежливо обменялись мнениями по поводу при участии трети команды активном, остальная часть пассивно слушала у себя в палатках, пытаясь заснуть. Переговоры прошли в толерантном конструктивно духе, все разошлись довольные друг другом. – «Хрен вам на палочке, а не мотор на подвесочке удовлетворенно подумал я, сладко засыпая. - Или я Каму не знаю или завтра нас ждет веселый мордотык. Вот тогда и посмотрим, зачем лодке весла, а мужику задница».

Характеристика стоянки. О-в Сокольский, правый берег, середина. Берег песчаный, сам остров покрывает трава и редколесье. Никаких проблем с дровами и комарами


День одиннадцатый.

Подъем: 7.10

Отход: 10.20

Обед: 13.00-15.30

Стоянка: 20.30

Пройдено: 44 км

Условия: солнце, сильный встречный ветер, нежарко.

Средства передвижения: весла


С того времени как мы ходили в 1996 году в свой первый поход по речке Зай через эти места, ничего не изменилось. Ветер как дул навстречу, так и продолжал дуть. Но теперь мы знали, что рассчитывать на попутный не приходится и настраивали окружающих заранее и соответственно.

С утра выбрали сети, слава Богу, ничего не поймали, подняли парус и торжественно галсом перешли на противоположный берег реки. У меня была слабая надежда, что под заворот реки можно будет протянуть галсом благодаря сильному ветру. Но в такой бейдевинд ял отказался идти, а тот угол, на который он соглашался не устраивал совершенно. Потому парус был срублен, и в руки легли привычные весла. И пошло поехало.


Прижимались к берегу. Ученые. Кажущаяся выгода от срезания расстояний по прямой, оборачивается отрицательным знаком, за счет трудностей хода против волны и ветра. Руки вытягиваются, ял не может разогнаться и приходится его все время заново разгонять. Тяжело.

Так под берегом и прятались. Неожиданно встретили два катамарана влекомых моторной лодкой. Поведение их было странно до неприличия, а потому малообъяснимо. Они отходили от берега, когда мы уже были в районе 500 метров от них. Однако не подождали, не пообщались. Более того, имея парусные катамараны, паруса ставить и не пытались, хотя ветер был как раз для них. Широкая река, сильный ветер – иди в лавировку и сам черт тебе не брат. Нет, натужно воя мотором резиновая лодочка тянула оба катамарана, со скоростью ненамного превышающей нашу под веслами. Мы то догоняли их, то отставали. Погадали, подумали – что бы это значило.


К сожалению, все время под берегом идти не удавалось, были и большие лужи которые персекали плюхая по встречной волне. Так подошли к обеду. Сварили суп, поели и упали отдыхать в траву.

Ленка набрала глины в кулинарно-художественных целях и мы пошлепали дальше. Что удивляло, так это интенсивность движения. Все равно что дорогу без светофора переходить. Фарватер широкий, судов мало, а идем мы против ветра еле-еле. Тут от баржи увернись, там теплоход подкатывает, тут сухогруз пропусти. Тем временрем волна поднялась нешуточная и нос капитально забрызгивало. Ял кидало по волнам, а фарватер все не кончался.


Ушли мы таки под берег, и сразу стало тише и проще грести. Дело к сумеркам, а мы еще далеки от намеченной стоянки. Да и стоять особо негде. В конце концов залезли таки в какие то острова и там заплутали. Точнее потеряли правый берег, пригодный для стоянки, двигались то мы в нужном направлении. Наконец влезли из за длинной гряды островов – а вставать то и негде. Берег крутой, лес подходит к самой воде и места для лагеря совсем нет. Какая то песчаная коса оказалась занятой цивилизацией. Острова поросли камышом и вставать на них решительно негде. Народ приуныл.

Пришлось прибегать к допингу. Достали пару апельсинов из заначки, забытых Максиминых конфет и приподняли себе настроение. После чего и двинули искать себе место под солнцем, точнее под Луной.

Место вскоре нашлось. Под высокой обрывистой горой, небольшой вытянутый пляжик. Достаточно приличное место, и мы там даже комфортно разместились.

Вечер был посвящен кулинарным экспериментам. Выловленную ранее рыбу пекли в фольге, глине, коптили в котелке. Но это уже любители во главе с Димкой Поляковым. Основная часть команды отрубилась после тяжелого дня.


День двенадцатый.

Подъем: 7.15

Отход: 9.20

Обед: 12.45-15.30

пережидали дождь 17.10-18.00

Стоянка: 21.40

Пройдено: 43 км

Условия: солнце, но не жарко к вечеру пасмурно, дождь, встречный ветер

Средства передвижения: мотор, весла


Утро солнечное и приветливое, ветра нет. Для меня ясно с четкостью божьего дня, что под веслами шансов успеть до закрытия базара в Чистополе у нас нет. В этой связи принимаю очевидное решение – сразу идти под мотором. Было бы неправдой сказать, что оно кого то огорчило. Упали в ял, кому как пришлось и тарахтели на моторе пару часов как последние пляжники.

В Чистополе пристали поближе к базару. Место для стоянки малоприятное – грязно, в воде арматура, по пляжу бичи шарахаются и запрещающая купаться надпись. Быстренько распределили обязанности и рванули в город. Город производит странное впечатление. Небогато, но ощущение, что деньги сюда уже пошли. Строятся приличные магазины, есть дорогие авто, при том убожество глубокой провинции в каждой детали. Город мало кому понравился. Уже нет уюта и благочинности маленьких городов и еще отсутствует цивилизованность больших. Смотреть в культурном плане решительно не на что.


Собрались у яла более менее вовремя. Небо затянулось тучами и стало вполне прохладно. Ветер упорно дул навстречу и ничего не оставалось, как впрягаться в весла и идти вдоль берега. Вокруг сновали многочисленные баржи и пароходы. Одному такому пристроились вслед, надеясь на его волне прокатиться. Но оказалось, что двигатели за кормой здорово толкают воду нам навстречу, и идти наоборот тяжело. Тем временем вокруг стало сгущаться. Неподалеку появился парус яла – какие то коллеги спешили к нам свести знакомство. Ветер зашел перед грозой с нужной стороны и сменился на попутный. Я побоялся ставить парус, ожидая шквала. И не зря. Совершенно неожиданно нас накрыло и ветром и проливным дождем. Рванули к берегу. Там, под редкими деревьями в мокрой траве сгрудились в кучу и натянули сверху тент. Спасибо Алефтине Давыдкиной (руководитель турклуба), которая этот тент нам не пожалела. Очень пригодился. Холодно, мокро и беспросветно. Мы с Максом достали запас дров из яла, облили бензином и подожгли. Выпендриваться с техникой разведения под проливным дождем никакого желания не было. У костра народ повеселел, мы достали обед – поели, согрелись, поставили шатер и начали разделывать мясо. Тут и дождь кончился. А нам еще идти и идти. Снова за весла. Солнце так и не выглянуло, только тучи вокруг грозили новым дождем.


Водное пространство под Чистополем все изрезано многочисленными островками, в которых можно долго плутать. Крайне противное место. Противное еще и тем, что к островкам никакой возможности пристать. Низкие, заболоченные, поросшие камышом. Прошли от одного к другому – все одно к одному. Уже и вечереет, уже и приставать пора. На одном островке нашли рыбаков, которые посоветовали пройти пару километров до места, где ранее была землянка, и вроде как место для палаток. Дошли. В землянке проломленная крыша и стоячая вода с комарами, по берегу высоченная трава, минимум дров, максимум комаров. И вообще места в обрез. Решили не искушать судьбу и идти на противоположный берег. По GPSу прикинули где это должно быть и завели мотор. Стало темнеть и дело принимало серьезный оборот. Народ устал замерз и терял надежду на светлое будущее.


Под мотором повеселели – технический прогресс брал свое, ял бодро бежал, пока Максим не вспомнил, что не смешал бензин с маслом. Это грозило остановить мотор навечно. Пришлось выключать и искать канистру, масло не находилось, зато стал задувать довольно свежий боковой ветер. К неудовольствию некоторых членов команды парус был поднят и мы пошли с примерно той же скоростью – в 9 км/ч. Тут настала очередь издохнуть GPSу. Остались и без навигации заодно. Хорошо хоть ветрила при нас были, да и гребла никуда бы не делись. На горизонте маячил высокий остров – туда и направились. Остров привлекал внимание уже фактом отсутствия надоевшего камыша. Обогнув его, обнаружили приятного вида полянку и незамедлительно обосновались на ней. Радовались все. Наконец – то.


Всем, кто будет идти от Чистополя крайне рекомендую тщательно разобраться по карте и не связываться с островками, несмотря на обозначенный лес, стоять на них невозможно. Надо уходить на противоположный берег, а это, с учетом петляний между островов довольно далеко.

Дрова собирали, лагерь ставили уже в темноте, под свет фонариков. Не сказать, что дров много, но были. Сготовили на скорую руку ужин и завалились спать. Было много звезд, ветер успокоился –очень неплохой вечерок, но вымотались за день основательно. У костра кажется, героев сидеть не нашлось.


День тринадцатый. Дневка.

Условия: пасмурно, сильный ветер


Утром проснулся по привычке рано. Валятся настроения не было, потому выбрался из палатки. Лагерь спал, только Светка Леушкина курила у костра в ожидании утреннего кофе. Чем я и занялся в силу статуса дежурного джентель-мена. Порубил дрова, разжег костер – короче мешал спать ленивым собратьям как мог. Несколько раз порывался сварить кашу, но едоков не наблюдалось. Ближе к одиннад-цати часам народ начал вылазить на свет Божий. Кашу решительно никто не хотел, ограничились кофе/чаем. Поболтались немного и отправились изучать окрестности. Остров на поверку оказался мысом противоположного берега. Он находится в частном владении одной милой семьи. Живут там муж, жена с двумя дочками вполне диким образом. Ветряк подзаряжает аккумулятор и через эту природную силу они смотрят телевизор. Рыбалят, разводят живность и ездят на лошадях. По мысу бегают разного вида собаки – местные, дикие, рыбацкие. Все дружно норовят стянуть или выпросить на пропитание. Наши подружились с этой семьей, покатались на лошадях, купили молока. Все остались совершенно довольны друг другом. Еще играли в волейбол, жарили шашлык, пили вино. Все бы хорошо, но сильный ветер и прохладно, потому полноценно оторваться не получалось. Не покупаться, не позагорать. Делать тренировочный оверкиль тоже не тянуло. Дуло так, что палатки чуть не сносило. Впрочем день прошел неплохо. Наладили GPS, мы с Димкой Дуниным обстоятельно изучали карту будущего маршрута. Димка включил весь свой талант специалиста по геоинформа-ционным системам и прокладывал подручными средствами электронный вариант маршута. К сожалению это возможно было только заложив десяток реперных точек. Чтобы прочертить траекторию нужен был компьютер. Но и то в помощь.


Вечером Димка привычно страдал животом, Ленка пела песенки, народ глазел в костер. Я тоскливо прикидывал на какой мордотык мы попадем завтра. Сильный встречный ветер обещал массу развлечений. Ночь прошла интересно. Сначала приперлись коровы и разбудили Леушкина. Он вылез из палатки и громко кричал «кто здесь?». Ничего умнее видимо сообразить не удалось, коровы тоже не нашлись что ответить и молча ушли восвояси. Часов через несколько пришлые собаки устроили драку из-за компота неосмотрительно оставленного остужаться. До того они успели сожрать в продуктовой палатке весь сыр и печенья. Собак прогонял Димка Поляков. Так и утро наступило.


День четырнадцатый.

Подъем: 7.10

Отход: 9.30

Стоянка: 18.00

Пройдено: 44 км

Условия: пасмурно, сильный встречный ветер

Средства передвижения: весла


У меня было большое желание уйти пораньше, так как ветер, по наблюдениям, разгонялся к обеду. Мы загрузились, взяли прокатиться хозяйских дочек, которые пришли нас проводить с мамой. Подняли парус и торжественно продрейфовали по подветренной стороне острова. Вышли на ветер и получили по полной программе. Срубили парус, взяли в руки весла. Ситуация забавная – куда ни глянь острова, направление представляешь только теоретически – по GPSу да компасу. Полное ощущение, что в находишься в озере – никакого просвета. За час дошли до противоположного берега этого «озера». Впереди виднелись шхеры, но рисковать не стали и выспросили у местных рыбаков. Оказалось действительно через них и выходят на Каму. Чем дальше от островов тем, круче волна и сильнее ветер. Причем как-то отовсюду навстречу. Галсануть никакой надежды. Прошли под берег, стало спокойнее. Так и крались, облизывая линию.


Обед сделали на живописном каменистом берегу под плеск прибойной волны. Неожиданно появилась корова по грудь в воде. Она обошла ял со стороны реки, причем ей пришлось практически поплыть для этого. Но она делала все настолько меланхолично и естественно, что мы просто обалдели.


Впереди был глубокий залив. Сколько мог – боролся с соблазном резануть наискосок. Уж сколько раз влипал – экономишь расстояние – проигрываешь в силах и времени. Тяжело рубиться против волны на открытом пространстве. Наконец ветер стал внушающим надежду бейдевиндом. Рискнули. Хотя и было жуткое подозрение, что сменится он ближе к середине на противный. (Противный ветер, как прочитал Димка Леушкин в книжке есть ветер встречный). Ветер однако не думал становится противным, а очень даже сильно стал нам лупить шквалами в борт. Самые отчаянные головы стали просить паруса. Паруса, нам паруса, хотели они. Другая часть к этой идее относилась крайне нервозно. Я прикинул как нас кидает боковой волной, силу порывов ветра и решил, что моего опыта недостаточно для таких развлечений. К разочарованию одних и явному облегчению других. Тут никогда на всех не угодишь, потому выбираешь исходя из степени уверенности в том или ином решении.


На самом деле в спортивном отношении ситуация была интересная и рисковая. Но на борту малоопытный экипаж и куча барахла, которое моментально пойдет ровным слоем рассыпаться по дну. Но так и неясно будет плавать ял если его перевернуть не пустой, а с загрузкой. И уж точно – что плавает, то снесет в даль водохранилища этим самым ветром и не выловишь. Не стал, и сейчас не жалею, хотя и вспоминаю.

Берег оказался малопригодным для стоянки. Там где на карте был отмечен пионерлагерь, и где я рассчитывал увидеть песчаный пляж со спускающимся к воде сосновым лесом – там оказался крутой берег с камнями по берегу и памятной доской какому погибшему несчастному. Кроме этой доски о пионерлагере напоминала лестница уходящая далеко в гору. Облом, так и поняли мы.

Пришлось долго идти вдоль берега выискивая подходящее место. Места в тех краях крайне мало. А претензий, как всегда, крайне много. Прошли далеко, я уже стал беспокоится, что мы так дойдем до моста. Он был отчетливо виден. Наконец то приглянулась полоска гравия под горой. Совершив молитву против каменепада, решили там и встать. Распланировали кучи гальки и поставили палатки. На гальке прибой дает неповторимый шум прибоя. Очень нравится. Уже чувствовалось завершение похода, пошло расслабление, народ подобрел, приободрился.


День пятнадцатый.

Подъем: вольный

Отход: 09.30

Приход: 10.40

Пройдено: 5,5 км

Условия: солнце, сильный ветер

Средства передвижения: весла, парус


В это утро мы никуда не торопились. Антон обещал быть около двенадцати, ходу было от силы часа на полтора. Да и вообще ломы были суетится. Поели, покупались, потянулись. Что характерно – при всем при этом время выхода не сильно оттянулось.

Однако опаздывать негоже было, поэтому ситуацию я все таки контролировал и временами ускорял протекание процессов. На последней дневке от нечего делать мы занялись лототроном. Делали ставки на время прибытия Антоновой команды. Договаривались на 12 часов, причем Антон планировал приехать несколько ранее. Ставки варьировались в промежутке от 10.30 до 12.30. На кон ставили по 50 руб. Так что прийти был смысл пораньше.


Отчалил под веслами, и до моста шли против ветра. После моста нужно было заворачивать к берегу, и этот курс уже позволял идти в бейдевинд. Ветер и волна разбегались с Камского устья, так что свистело изрядно. Правда против волны развить большую скорость не получалось, но 8-9 км/ч мы делали. Весло прыгали с волны, разбивая носом брызги в разные стороны. По ходу дела пытались приглядеть паромную переправу. Уже на подходе к берегу выяснили. Место оказалось очень так себе. Грязное, болотистое. Делать нечего, причалили тут. Если долго искать место, то торжественность момента прокисает. Вылезли, достали припасенную бутылку шампанского и традиционно распили. Теперь можно было и поискать лучшей доли. Паром был – рукой подать, но красной газели с Антоном пока не наблюдалось. Максим разведал неподалеку неплохой пляжик, куда мы и перегнали ял. Разгрузили, огляделись и тут подъехала газель. Ровно в 11.30.


Порадовались, покричали, поздоровались. Распили и для этого припасенную бутылку шампанского с апельсинами. После чего обе команды стали загружаться по местам. Помахали руками отходящему ялу, и попылили по дорогам России навстречу цивилизации.


Выводы по походу:


1. Средняя скорость КАМАЗа на хорошей трассе 50 км/ч, это медицинский факт, из него исходи и никого не слушай.


2. Нужен нормальный каркас для тента. Каркас, который удобно ставить и снимать.


3. Общий шатер полностью себя оправдывает в комариных местах. Команда имеет возможность собраться, спокойно поесть, предварительно выкурив фумитоксом комаров.


4. Хорошо иметь одну две поллитровых пластиковых бутылки с бензином для разведения костра в дождь, когда люди промокли, замерзли и не до спортивной экзотики. Для того же, хорошо иметь запас дров на яле (на крайний случай чурбаки, которые используются в виде упора под ноги.


5. До начала похода народу нужно объявить расписания рабочего дня, среднюю продолжительность переходов, объяснить, что поход спортивный на берегу. На маршруте в корне пресекать попытки изменить запланированное. Иначе деморализация коллектива и потеря управляемости.


6. С рыбаками участвующими в походе лучше при планировании маршрута обсудить удобные места стоянок с точки зрения рыбалки. Таких не должно быть много, но 2-3-4 вполне.


7. При выборе стоянок по карте учитывай рельеф местности. Хорошо стоять на косе, но надоедает, на гористых берегах могут быть очень красивые стоянки в бухточках или полянках. Как правило, они очень нравятся народу.

Сайт управляется системой uCoz