Темы
Прощебетать
Нижний Дон – Азовское море.
30 апреля – 11 мая 2003г.Команда:
Парфенов Антон – 38 лет – погонщик верблюдов.
Круглов Александр (Алекс) – 34 года - правая и левые руки и ноги одновременно, Рулевой, повар, гитара – любитель выпить и закусить.
Федоров Павел – 25 лет –Шумахер долбаный. Костер, дрова, лагерь – «железный дровосек».
Семин Андрей – 30 лет – юнга на 120кг, так сказать «мальчик» Источник анектодов, на воде впервые.
Князев Александр –34 года – очень много ест.
Транспортные средства : MAD MAX – шлюпка 5.3х1.4х0.65м, до 6 весел и 8 чел. Вес ~150кг.
ВАЗ-2106 1976г с прицепом в 700кг на хвосте, лодка там же.
Дима Поляков, Дима и Света Лёушкины - на надувном парусном необкатанном катамаране "Альбатрос" без мотора. Прим. Одмина:))
Начало обсуждения маршрута – январь. В процессе другие варианты: Дельта Волги и Черное море отпали. В начале апреля отвалил Котляров (переориентировался на байдарки), затем Максим туда же (взяв с собой вторую корпусную лодку). За три дня до отхода бунт поднял Поляков – ушел на катамаран к Леушкину. Самая тяжелая и бестолковая подготовка к походу за все время.
Результат: гиря на ногах в виде необкатаного катамарана с пляжной (по настроению) командой и неполный состав у нас (вместо 6 нормальных гребцов – 5 чел на Дону и только 4 чел на 3 последних Азовских дня). Дурдом.
В следующий раз необходимы другие принципы комплектования команды.
30 апреля.
Приключения начались в дороге. В пробке на плотине в 21.00 отказал генератор, 2 часа потеряли на безрезультатные попытки ремонта. До Сызрани дождь и туман с видимостью временами менее 5м. Исправная машина спереди со светом, сзади Паша идет бампер в бампер на габаритах. Шумахер долбанный. Аккумуляторы меняли ночью ч/з 30 мин, днем ч/з 2-3 часа. Так и доехали до Волгодонска 1300км со средней скоростью 73 км/ч. на одном генераторе. Расход на а/м с прицепом –7.5л/100км.
1 мая.
В Волгодонске догнали байдарочников (11 чел на 3-х а/м и 4-х судах) они вышли из Тольятти на 8 часов раньше, но ехали медленно. MAD MAX был готов к отправке через 1 час после прибытия. Отвалили ч/з 2.5-3.0 часа. Час ждали катамаран, еще час – байдарочников, но так и не дождались – отвалили в 21.15 ближе к сумеркам, байдарочников больше не видели. Встали через 4 км на правом берегу. Разгрузка, лагерь – в сумерках. Готовка, ужин - в темноте. Катамаран подошел в темноте.
Прошли 4.5км за 35 мин.
Потеря времени: ~1.5 часа из-за ожидания катамарана и байдарок.
2 мая.
Подъем 7.00
Отход 10.50.
Утром долго ковырялись на берегу. Катамаран возился с мотором, потом пошел на парусе. Его быстро догнали и перегнали. Через 1 час его больше до вечера не видели. Мы 20 мин пробовали лавировать на встречно-боковом ветре – толку никакого. Весь день шли только на веслах. До обеда (у ст. Мариинская) – сильное течение – свалились на 29 км. После обеда усиление ветра и подпор от плотины – темп ощутимо замедлился. Рыбоотводный канал на Николаевской плотине – слева (закрыт щитами). Подошли к плотине и перетаскивали традиционным способом. Для больших корпусных лодок весной обнос велик (500-800м) и очень плохой спуск на воду. При отчаливании от берега прибойной волной навалило на скальную отсыпку плотины – проломили шпоновую обшивку в 5 мм в носу. Лодка затонула за 1.5 мин. Успели нос вытащить на берег. Все вещи были в носу и хорошо упакованы – практически все сухое. Берег обрывистый более 3-х метров высотой. Вещи перекидали наверх. Лодку ставили на попа и таким макаром выдернули наверх. Лагерь разбили на плотине. К 21.00 подошел катамаран. Лагерь, готовка – засветло. Ужин – ночью (перетаскивали катамаран, потом ждали когда они поставят лагерь).
Активная фаза: 5ч50мин.
Прошли: 29+15=44 км.
Средняя скорость 7.5км/ч.
Потеря времени из-за катамарана: 1.5 часа утром и 1 час вечером.
3 мая.
В 5.40 нас (Антона и Павла) поднял абориген со словами: «Сынки, я слышал у вас авария. Может чем помочь?». Сходили вместе с ним в поселок, в гараже вырезали, просверлили и подготовили к установке заплату (пластилин и герметик Алекс раздобыл в поселке еще вечером). Хозяин дал воды, полотно ножовки по металлу и вяленой рыбки к пиву. От денег отказался.
Иванов Владимир Архипович – мент на пенсии. Помнить вечно.
В 7.00 были в лагере. Подъем, завтрак, ремонт лодки – отход от берега в 10.40. Чем все это время занимался катамаран – не понял. Работы у них по лагерю никакой, могли свалить на 1.5 часа раньше.
После плотины течение хорошее, ход на весле легкий – потихоньку входим в режим. Разогревшись, купались, подойдя к берегу. К обеду прошли 34км. Затем традиционное усиление ветра. Поиски входа в рыбоотводный канал Константиновского гидроузла по правому берегу. Дошли до шлюзов. Возвращались назад против очень сильного течения 1.0-1.5км. Канал слева. Срубили мачту заранее. Слив в канал бешенный, на входе до 10 км/ч. Подгребали в 2 весла, чтобы сохранять управляемость. На полпути – узкая створка ворот ~ 5х5м. Разогнались, пролетели. Посередине пролета – крюк на тросе. Зацепишься мачтой – трупы. С этого времени 3 часа пытались вызвонить катамаран и предупредить. У них отключен телефон. После канала встали у станицы на час-полтора (ждали катамаран, плюс заодно побегали по магазинам, хотя особой нужды не было). Место вечерней встречи оказалось некорректным. На ночевку встали на помойке, чтобы не разминуться с Поляковым. У него телефон по прежнему молчит. Связь включили только в сумерках. Лагерь, готовка – засветло. Еда – ночью (ждали пока катамаран поставит лагерь).
В 23.00 поставили сетку. Анекдот. Речка кончилась, а сетка нет. В принципе Дон первые 3 дня по ширине равен шлюзовому каналу в Федоровке. Смех да и только. Зато баржи ходят косяками.
С 24.00 до 3.00 гнилые разговоры с Поляковым. Всем очевидно, что катамаран на парусе без мотора по ходу уступает лодке на веслах минимум в 1.5 раза. У нас цель – дойти до косы на Азовском море, у них – приятно провести время. Поляков требует совместного прохождения похода, ведет себя крайне некорректно. Поляков с Алексом доедают литр водки до 5.00.
Активная фаза: 6 часов.
Прошли: 34+25=59км.
Средняя скорость: 9.8 км/ч.
Потеряли из-за катамарана: 1 час утром и 2 часа вечером. Плюс невыспавшаяся команда из-за демарша Полякова.
4 мая.
Подъем: Паша – 6.50
Антон-7.20
Алекс и Поляков –8.30.
Снимали сети, солили рыбу, делили имущество и деньги (2 команды идут врозь).
Отход от берега – 10.20.
До о.Чебачий шли на слабом попутно-боковом ветре на парусе + 2 весла ~1.20. Впервые свободны и можем заботиться только о себе. Закономерности с ветром понятны. Усиление с самого утра и максимум в 18.00-19.00. Сколько поутру отыграешь на парусе, в 2-3 раза больше вечером потеряешь на встречном ветре. Семикаракорская плотина разобрана, течение дуровое. Валим на веслах. До обеда прошли 34 км. После обеда вперлись во встречный по полной. Проходим Раздорскую, Пухляковскую – ничего интересного на берегу (в отличие от «Жития святых» от Шестерина). Для стоянки берега также принципиально непригодны. Встаем на левом берегу у полевого стана напротив Мелиховской – рыбный день №1 (котелок рыбы тушеной с овощами).
Первый ужин засветло!
Да здравствует свобода!
Первый раз ухайдокали Андрея. Притомился на весле. Князев пока скачет, но традиционно крайне бестолково. Пока нас 5 чел, режим гребли такой: 1-я банка (Антон, Алекс и Павел), двое гребут по 30 мин, свободный по 15 мин на румпеле; 2-я банка (Андрей и Князев) 30 мин гребут, 15 мин отдыха – по очереди через смену на ходу отчерпывают лодку. В результате 30 мин – 4 весла, 15 мин – 2 весла. За первые дни обратили внимание, что при работе в 4 весла скорость хода практически не возрастает. Капаем на мозги 2-ой банке. Пока безрезультатно. Андрей не понимает, Князев не хочет.
Активная фаза: 8ч.
Прошли: 34+32=66км
Средняя скорость 8.3км/ч.
Потеря времени 1.5 часа поутру из-за Полякова.
5 мая.
Подъем – 7.00
Отход - -9.00
Впервые вовремя, но уже поздно что-нибудь изменить. Ветер продолжает усиливаться, отставание от первоначального графика (составленного в Тольятти) уже 18 км, а догонять негде. Суммарные потери за 1, 2, 3 и 4 мая из-за поджидания байдарок (только 1 мая) и катамарана: 1.5+1.5+2.0+1.5=6.5 часов ходового времени (плюс истрепанные нервы). Это как раз 18км отставания от графика, выбор места стоянки в нормальных местах (а не на помойке) и ужин засветло (что так же немаловажно). А так мы:
1) Из графика выбились.
2) Догнать график не выходит из-за усиления ветра и больших запланированных переходов впоследствии.
3) Накопилась усталость от неблагоприятных стоянок и нервотрепок от ожидания партнеров.
4) Из-за 5 чел в экипаже вместо 6-ти запланированных:
А) Треть времени идем в 2 весла, нет запаса на преодоление встречного ветра.
Б) Идет перенапряжение экипажа.
В) Нет отдыха на сменах, т.к один человек на румпеле – это не отдых.
5) Паша на мобильном за 30 апреля – 4 мая спалил 400 рублей на связь с другими экипажами.
6) Перегон а/м из Волгодонска в Ейск потребует больше времени – нет второго а/м с работающим генератором.
Все это последствия поведения Полякова с 27 апреля по 4 мая.
До обеда бежим весело, к 12.30 ветер останавливает, встаем пройдя 34 км. После обеда ветер усиливается. Пройдя 10км вынуждены встать на отстой в Арпачине (стояли порядка двух часов) – пережидаем ветер, дозакупаем продукты + меняем ваучер пива на сковордку (сковороду, большую салатную миску и обе разделочные доски оставили в неразберихе с катамараном). С трудом проходим еще 10км и встаем на правом берегу за 12км до Старочеркасской.
Капание на мозги Князеву накануне дали результат: весь день честно гребет на 2-ой банке, доказывая, что он не хуже. Лагерь, готовка, ужин (божественная гороховая каша), гитара – засветло.
Князева на берегу от дневной нагрузки плющит по полной, его посещают глюки. Веселит остальных оставшихся в живых. Сам на следующее утро помнит вечер отрывочно.
Велика сила веслотерапии!
Активная фаза: 6ч50мин.
Прошли: 34+20=54км.
Средняя скорость 7.9км/ч.
Потеря времени: 2 часа в Арпачине пережидали мордотык.
Заметки натуралиста:
Катамаран «Альбатрос» с нагрузкой 350-400кг (3 чел + багаж) при движении по узкой речке (200-400м) при встречном слабом и среднем ветре (2-4балла) проигрывает по скорости весельной лодке 1.5 раза. Первые 2 дня держался на хвосте только за счет более длительного нахождения на воде ( до 10-11 часов против 6-7 часов у нас), приставания к берегу в темноте и полного освобождения от общих обязанностей (закупка хлеба, продуктов, поиски чистой воды, места стоянки, заготовки дров, приготовления пищи и мытья посуды, постановки и снятия лагеря).
При боковом или попутном ветре ситуация возможно поменяется, но брать в поход катамаран и идти с ним вместе (при стандартной весельной норме 50 км/день) – затея бестолковая даже на будущее. Это разные вещи. Любой парусник неприемлет жесткий график (который под силу веслу). Хотя за 10 дней может и пройдет столько же, но не вместе, а самостоятельно.
6 мая.
Подъем 7.10
Отход 9.00
Из-за отвала катамарана и отказавшего генератора на нашем а/м, вынуждены водителя отправлять заранее, т.к. необходимо не просто перегнать а/м из Волгодонска в Ейск, а еще до этого выяснить причину неисправности, закупить генератор (или запчасти к нему), все это поставить и проверить работоспособность. Павел от нас уходит не вечером в Ростове, а утром в Старочеркасской.
За 1.5 часа догребаем до станицы, смотрим достопримечательности, отправляем Павла за а/м. Далее идем 4 чел в 2 весла. На обед становимся перед Аксаем, пройдя 21 км. После обеда пролетаем Аксай, Батайск, Ростов (рубили мачту и протаскивали лодку под понтонным мостом). В местном яхт-клубе набрали воды – местные еще на берегу, в море не суются, т.к там волна до 3.0м. Узнали тонкости прохода дельты и выхода в море.
После 15.00 ветер кратковременно перешел с юго-западного на северный и вода, нагнанная за неделю в Дон, ломанулась вниз. Бешенное попутное течение. (Последняя удача этого похода). Миновав последний мост 30 мин прошли на встречно-боковом ветре под парусом. Очень стремно и опасно. В отличие от Волги шквалики приходят со всех сторон, без всякого предупреждения и усиление идет не привычные 10-20 сек, а всего лишь 2-4 сек – не остается времени на оценку ситуации и ликвидации опасности. Больше не рисковали.
К вечеру Князев (заглючивший накануне от перенапряжения) заявил, что он сходит на берег за 1.5 дня до того срока, о котором договаривались в Тольятти. Высадили в пригородах Ростова (пос. Кумженский) в 18.00. Сами пошли дальше (искали на помойных берегах место для стоянки). Нас 3 чел. – полная ЖОПА. Зато уже с утра на весле проснулся Андрей, гребет по полной. Трое идут с той же скоростью, что и пятеро в начале похода. Ветер усиливается. Встаем засветло за 12 км до г.Азова на левом берегу. Лагерь, ужин засветло (молодой месяц) – весь вечер жарим рыбу (рыбный день №2), съесть ведро втроем не в состоянии – грызем ее весь следующий день. Полное отсутствие дров на берегу.
Активная фаза: 7 часов
Прошли: 21+33=54 км.
Средняя скорость=7.7 км/ч.
7 мая.
Подъем: 8.30
Отход:10.30 (все равно в Азове ждать Павла).
К г.Азов подходим в 12.00 (половину времени на парусе). Вначале тыркаемся к пристани речного вокзала – засосало под Метеор. Перегнали в другое место – оказалась какая-то полусекретная верфь с несговорчивой охраной. Турнули и оттуда. Поднялись в город, все посмотрели, набрали воды, последний раз дозакупили продуктов. До 15.30 ждали Павла. В 16.00 – тронулись.
Ветер продолжает усиливаться. Берега пошли низкие, разливы широкие – от ветра не спрячешься. Встречный погнал воду назад.
Идем как дураки: против волны, против ветра, против течения.
4 чел., 2 весла – катастрофически не хватает упора еще 2-х весел. Временами в узкостях за смену (15мин) продвигаемся на 150-200м. Каторга. На ночевку встали в рукаве «Старый Бирючье» в 200м от выхода в море. Ветер усиливается, вода прибывает, нас потихоньку подтапливает. В 23.00 до порога палатки вода недошла 1.5м. Палатку обложили рюкзаками и сланями, чтобы не снесло. У Алекса капустный салат выдуло из миски. Положить приправу в котелок не удается – все выдувает до касания с водой. В 3-х метрах друг друга не слышно – ветер усиливается.
Активная фаза: 4ч50мин
Прошли: 12+15=27км.
Средняя скорость= 5.6км/ч.
Потеря времени на ожидание Павла 2часа утром и 2.5часа после обеда = 4.5 часа.
8 мая.
Подъем: 6.15
Отход: 8.00
Нам уже все понятно и единственный шанс выскочить в море – пройти его поутру (~12км до Очаковской косы), пока ветер порядка 10 м/сек. К 11.30 дошли до косы, ветер усилился. В 2 весла перемещения уже нет – вперлись. Обедаем, переходим на бечеву (т.к. нужно искать место ночевки, а ближайшие 9км вдоль берега непрерывно идут населенные пункты).
Длинным тросом (~25м) тянем лодку вдоль берега. Румпель закрепили и она сама идет 8-10м от берега. Очень мелко, до 500м от берега глубины 30-60см. Тянем лямку по очереди по 10 мин. (двое тянут, двое идут сзади и прячутся от ветра – отдыхают).
За 3 часа прошли ( именно так, ногами) 11км. Яйца стерли в хлам. Ветер усиливается. Даже без лодки тяжело идти против ветра. Видим овражек, становимся там. Ветер 15-20 м/сек. До Ейска осталось 57км. Если упереться, то за вечер 8-го, день 9-го и до обеда 10-го мая можно даже бечевой дойти ( 57 км при скорости 4км/ч = 14 часов – как раз 2 дня), но смысла не видим. Наша цель – Должанская коса ( еще 45 км от Ейска). Вновь отправляем Павла в Ейск за а/м., чтобы перекинуть всех завтра прямо на Косу. К тому же у него в Ейске родня и ему дорог каждый час общения с ней. В 16.30 – Павел ушел на трассу. Мы ставим лагерь в 1.5км от деревни Семибалки.
А это и есть «гостеприимный» бережок Азовского моря, с которого даже ворон сдувало.
Активная фаза: 6ч30мин.
Прошли 12+11=23км.
Средняя скорость = 3.5км/ч.
Потеря времени до 3-х часов из-за встречного шторма.
Снова втроем, готовим уху. Рыбный день №3. Ветер усиливается, к 19.00 свыше 20 м/сек, прибойная волна добивает до вертикальной стенки обрыва (высота 20-25м, как в Ягодном). Лодку раскрепить не удается. Сколько не вытаскивай, все равно прибой ее разворачивает. Забиваем кол в овраге и длинным тросом крепим лодку. В море уже не унесет. С другого берега (20-25км) принесло стаю ворон. Не смогли выгрести против ветра. Пытаются взлететь – сдувает. Пешком идут по склону ( на высоту 20м) и оттуда их снова сдувает вглубь материка. Забавно.
К лагерю прибились деревенские детишки одногодки Денис и Наташа 7-ми лет и Олег 10-ти лет. Очень мелкие, выглядят как детсад. До ночи с нами, потрошат рыбу, таскают дрова. Накормили-напоили и отправили домой. Наташа и Олег – брат и сестра, в семье еще 2 ребенка. Мать домохозяйка, отец (32 года) – сторож за 850р. Как 6 чел. живут на эти деньги? Ребята классные. Не матерятся, любопытные, все знают, помогают просто так, а не за жвачку.
Катаев – «Белеет парус одинокий», за 100 лет ничего не изменилось, те же Гаврики – нищие, но добрые и честные. Почему в городах денег в 100 раз больше, а вырастают одни ублюдки?
Общее впечатление – за 8 дней похода мата не слышали ни от детей, ни от взрослых. Помогают искренне, в охотку. Но это на воде. В станицах – волком смотрят на любого, как будто мы в Чечне, а не на Дону. Казаки в моих глазах упали ниже некуда. Павианы из зоопарка. Пьяные и агрессивные. Обыкновенный фашизм.
9 мая.
Подъем 9.00
Ждем Павла с а/м до 14.30.
Прямой дороги между Ростовской областью и Кубанью нет. То есть в атласе они нарисованы с 70-х годов и их много. Но их нет. 10-15 км. ехали по полям. К 17.00 были в Ейске. Пока то, да се, отбрыкивались от гостеприимной Пашиной родни, прошло время. В 18.00 вырвались из города в сторону Косы. По пути в посадке заготовили дров на вечер и загрузили в прицеп. На косе залезли в песок и завязли. Пока откапывались – время 20.00. Поставили лагерь, приготовили еду. Купались в море. Оно настоящее, соленое.
Закат Солнца в море встречали на оконечности косы под шампанское. На 350 градусов вокруг – море. Видно, что земля круглая. Красота!.
10 мая.
С косы тронулись в 10.15. Заехали в Ейск, взяли местного вина, посмотрели город. Двинулись на Ростов. С 15.00 до 17.00 гуляли по Ростову.
Дикое количество конных скульптур – и все с надраенными яйцами ( чем-то нас напоминали, ну чем не кони?). Орлы мои всю слюну потеряли, глазея на живых женщин. Со стороны напоминало прогулку даунов. Затем на Волгоград.
11 мая.
В Волгоград добрались к часу ночи. Ночной Мамаев Курган, аллея Героев, набережная с парадной лестницей (пусто и в перекрестиях прожекторов) – еще тот сюр, кроет по мозгам хлеще денатурата.
В 3.15 вышли на Саратов. В 7.30 в Саратове. Гуляли по центру, набережной – перекусили в кафе, в 9.30 ушли на Сызрань через Вольск.
В 15.10 были на плотине. Далее разгрузка в Н.Санчелеево, развоз народа по городу, отгон прицепа. В 22.00 я наконец-то свободен.
Все!
10-11 мая на 2106 с прицепом за 19.5 часов проехали 1600км со средней скоростью 83 км/ч и расходом 9л/100км. Кто сможет, пусть повторит.
Парфенов Антон.
Погонщик верблюдов.
14-16 мая 2003 года.
Впечатления:
Нижний Дон ( Волгодонск - Азовское море ~300км) ничего интересного не представляет. Со Средней Волгой и сравнивать нельзя – хуже на порядок. Клязьма, Ока, Вятка, Сура, Зай, Сок – все эти речки гораздо более живописнее Нижнего Дона. Несмотря на громкое название – очень и очень маленькая и невзрачная. Хоть какие-то места для стоянки встречаются первые 80км – затем сплошная помойка из битых стекол. Народ очень душевный вдоль воды и довольно паскудный в больших населенных пунктах. С чистой водой проблемы на всем пути, с дровами – последние 50км.
Резюме: Ходить на Дон никому не советую, если только весной от тоски по теплым краям и для записи в анкете « На Дону был».
Выводы:
В целом за счет того, что поход был комбинированным : Дон, Дельта, Море и заезды в города на автомобиле – впечатлений масса, еще никогда за 11 дней не было такого количества событий, смены обстановки, забавных ситуаций. Походом доволен. На будущее именно так и надо поступать. Не 2 недели на одной речке (море) с однообразным пейзажем – а галопом по Европам, со стремительной сменой картинок.
Предубеждение против больших компаний только усилилось. В Березовку на выходные – милости просим, а в дальние походы – сбалансированный состав равных по силам и интересам, не более чем на 2-х равноценных судах общим экипажем не более 8-10 чел (на 2-3 автомобиля).