Дон - 1836км.
От истока до Азова - за 29 дней.

2000 год.

Идея пройти реку Дон на байдарках от истока до устья возникла в прошлом году, когда мы шли завершающим этапом по реке Волге от города Балаково до Каспийского моря. Пройдя всю Волгу длиной 3 500 км за три отпуска и накопив кое-какого опыта спортивного прохождения длинных водных дистанций, мы поставили перед собой ещё более сложную задачу: пройти на байдарках весь Дон - 1 870 км за один отпуск.

На составление плана-графика прохождения, подбор команды, подготовку снаряжения потребовалось немало времени, но к лету все вопросы были решены и 15 июля 9 человек уехали из Тольятти в незнакомую для всех нас сторону - на Дон...


Сегодня, по прошествии некоторого времени после окончания этой уникальной туристской спортивной экспедиции по Дону, когда уже подведены итоги на традиционной для всех походов “точке”, трижды просмотрен видеофильм и фотографии, все мы со стопроцентной уверенностью говорим: это надо было совершить для того, чтобы отпуск и лето 2000 года - последнего года века уходящего, запомнились для всех нас навсегда!


Конечно я, как автор идеи и руководитель похода, отдавал себе отчёт в том, что мы очень рискуем, выходя на столь продолжительный маршрут командой, в которую практически не было особого отбора участников: на трёх встречах до похода успели лишь поверхностно познакомиться друг с другом да обсудить общие правила предстоящего путешествия. Большая возрастная разница от 17 до 48 лет также предполагала трудности в общении. Но в этом и состоит ценность проведённого похода-эксперимента. И поход по единодушному общему мнению прошёл удачно, правда, не без приключений, (в каком походе их не бывает?) но и без особых эксцессов.

Приключения начались ещё до выхода на реку. Электричкой из Рязани мы, по совету милой барышни в справочном окошке вокзала, спокойно проехав городок Ряжск - нашу остановку, необходимую для пересадки на электричку другого направления, поехали совсем в другую сторону. Благо, контролёры проверяют не только наличие билетов, но и могут подсказать правильное направление. Пришлось сходить на каком-то безымянном разъезде, ждать встречной электрички и возвращаться в Ряжск. Пока мы “катались”, наша “правильная” последняя в тот день электричка из Ряжска уже ушла.


Ночь на вокзале - не самое приятное время провождение. Спасибо тамошним милиционерам, что не стали гонять спящих (если это можно было назвать сном) на рюкзаках и байдарках туристов. На следущий день утренний проходящий поезд увез нас из Ряжска до небольшого городка Бобрик Донской Тульской области. /p>

Именно от него, по домашнему плану, мы и намеревались стартовать, так как около 20 км от истока Дон “течёт” непроходимым тоненьким ручейком среди болотистой местности. В городке Бобрике Донском, как оказалось, есть не совсем честные, или не очень знакомые с географией родного края люди. За 200 рублей в три рейса шустрый мужичок на подержанном “Жигулёнке” перевёз нас на берег Дона.

- Во-от туда идите. - Мужичок показал нам рукой вдаль по руслу от моста-дамбы, у которого мы разгрузились. - Не смотрите, что он тут такой узкий, дальше пошире будет.


Мы поблагодарили водителя за быструю доставку и отпустили с миром, зарабатывать себе на жизнь извозом. Байдарки собирали быстро, с шутками и понятным волнением перед стартом. Пока одни готовились к походу, Рома Жиганов обнаружив, что оставил в багажнике «Жигулёнка» палатку, смотался в Бобрик Донской на попутной машине, нашёл на привычном месте того мужичка (!) и в четвёртый раз приехал к «истоку Дона».

Перед тем, как спустить наши пять резиновых судёнышек на воду небольшого болотца я решил снять на видео начало маршрута: автомобильный мост-дамбу и общий вид поляны. Зайдя с обратной стороны дамбы с удивлением обнаружил - Дон течёт... в обратную сторону тонким ручейком, по которому и бумажный кораблик-то не везде проплывёт!


Убедиться в том, что из болотца, у которого мы собрали свои байдарки, ручей течёт только в одну сторону не составило большого труда. Проходящий мимо путник удивился нашей неосведомлённости и пояснил: до моста через реку Дон ещё километра 3 надо ехать по шоссе.

Поматерили мужичка всяко разно... Ну а что ещё делать? Пришлось тащить байдарки на плечах. Рюкзаки с вещами перевезли на настоящий берег Дона с попутной машиной за «стольник». Хмурым вечером в 17.45. бережно спустили байдарки на воду настоящего Дона. Нудный дождик на первых километрах пути (так было предыдущие три года похода по Волге!) вселил в нас надежду, что поход состоится. Грязноватой, заросшей кувшинками и, в некоторых местах, перегороженой поваленными деревьями речушкой оказался Дон в верховье. За три часовых перехода в тот вечер мы прошли всего около 7 км.


К чёрной грязи берегов от бывших больших угольных открытых карьеров добавляется мусор, который жители деревенек, стоящих на его берегах, сваливают прямо в воду. В первые дни похода большой проблемой было найти хорошее место для ночной стоянки - берега или заболоченные, или заросшие ивняком.


Утро первой ночёвки 18 июля у деревни Люторичи было пасмурным и не предвещало ничего хорошего. В первый по настоящему “рабочий” день на реке природа Тульской области решила подтвердить “традицию первого дня” и устроила нам испытание на выносливость. Утреннее затишье вскоре после старта сменилось мелким моросящим дождём, перешедшим через час в сильнейший ливень с ураганным ветром и резким похолоданием. Ливень был такой, что в трёх метрах ничего не было видно. Поверхность реки соединилась сплошной стеной холодного дождя с небом. На фоне барабанной дроби капель дождя по брезенту байдарок и ветровкам время от времени громыхал мощный гром. Впервые в жизни слышали раскаты грома, длящиеся без перерыва около 3 минут - специально засёк по часам. Из байдарок мы не выходили - волн на реке не было только потому, что Дон в верховье своём очень узкий и, к тому же, зарос камышами и кувшинками - в некоторых местах километрами шли по ковру широких листьев. В последующие дни мы наблюдали по берегам реки результаты этой бури - поломанные многолетние деревья упавшие своими вершинами в воду.


Вторая ночёвка была у села Монастырщина, расположенного на самом берегу Дона. Много исторических памятных мест предстояло нам пройти, но это - особое. У устья правого притока Дона реки Непрядвы на берегу стоит старинная каменная церковь. Она была возведена в середине 19 века на месте деревянной церкви, срубленной русскими воинами сразу же после Куликовской битвы. Именно в этом месте, по преданию, похоронены русские воины войска Дмитрия Донского, разгромившие 620 лет назад монголо-татарскую орду хана Мамая.

Нам не удалось посетить знаменитое Куликово поле - до него от берега Дона около 10 км, но бивак был на острове у села - именно в том месте, где русская армия переправлялась через реку, готовясь к знаменитой битве, положившей начало освобождения Русской земли от монголо-татарского ига.


Перед походом мы познакомились с описанием некоторых интересных легендарных мест Дона. Сознание того, что путь наш лежит по историческим местам, придавало дальнейшему плаванию особый колорит и значимость. Приветствия группы школьников из лагеря, стоящего у села Монастырщина и, чуть позже, археологов в большом лагере, расположенном на берегу реки утвердили нас в мысли о том, что не перевелись ещё на Руси люди, интересующиеся историей Отечества.


Дон тем временем постепенно расширялся, вбирая в себя мелкие притоки и кое где мы радовались пусть небольшому, но уже течению. Приходилось преодолевать разными способами низкие пешеходные мостики, мелкие перекаты и препятствия. Это предавало плаванию некоторое разнообразие, но и требовало дополнительного расхода времени.


В третий день похода мы пересекли границу Тульской и Липецкой областей, пройдя 58 км. Налюбовались первыми красивыми видами речных берегов. Из того дня всем особо запомнилось омовение в святом источнике ключевой воды у турбазы “Дон”. По преданию, раненые воины войска Дмитрия Донского после победы в Куликовской битве омывали здесь свои раны для быстрого заживления. Ран у нас не было, но усталость, накопившуюся за три дня, как рукой сняло. Или сил прибавила внеочередная по такому событию шоколадка, тщательно разделённая дежурными на девять частей?...

Опытным туристам нашей команды работа на вёслах была в радость, но и новые члены команды постепенно привыкали к графику движения и освоили обязанности дежурных. Должен заметить, что из 9 человек, вышедших на маршрут, лишь четверо были хорошо знакомы с особенностями байдарочных походов, остальным технику гребли пришлось осваивать на ходу. И, к великому моему удовлетворению, все они показали себя с наилучшей стороны.


Молодёжь, бестолково проводящая летние дни в подъездах и на лавочках, у вас есть с кого брать пример - Владимиру Матюхину, впервые участвующему в таком походе и ни разу не посетовавшему на трудности жизни за весь поход, лишь в следующем году исполнится 18, а Андрею Силанову 18 мы праздновали в Волгоградской области, пройдя к тому времени уже 1 490 км от Истока! ...


Руки наши работали вёслами, а глаза созерцали чудесную красоту берегов Дона. Описать всю прелесть открывающейся за очередной излучиной необыкновенной божественной красоты природы берегов реки в Липецкой области невозможно - это надо видеть и чувствовать. Часто берега были похожи на Волгу за плотиной нашей ГЭС. Третью стоянку мы так и обозначили - “Жигули”. Даже дождь, временами надоедливо капающий с неба, не мог испортить впечатления от увиденного. Дон на всём своём протяжении извилист, но в верховьях - особенно. И на каждой такой "петле" нас ждал какой-нибудь новый сюрприз природной красоты: то белые меловые горы, то величественные покатые холмы, поросшие дубравами...


Прошли за эти первые дни и первые маленькие городки, где не смогли отказать себе в удовольствии побродить по их улицам: Епифань, Данков, Лебедянь. В последнем, ко всему прочему, посетили краеведческий музей, где оставили благодарственную запись работникам музея и, особенно, экскурсоводу за интересный рассказ о родном крае, в который мы тоже успели влюбиться.


К большому недостатку таких спортивно-туристических походов можно отнести то обстоятельство, что на маршруте свои желания всегда приходиться соотносить с графиком прохождения. Мы не могли себе позволить остановиться на ночёвку в интересном месте реки, если его проходили днём, не могли позволить ни одного выходного дня. График на каждый день был примерно такой: 50 минут гребём, 10 минут - отдых, опять 50 мин. - работа, 10 - отдых. Через три 50-минутных перехода тридцатиминутный отдых с выходом на берег. И так весь день. И тем не менее пять байдарок: “АсСоль”, Корсар”, Торчок”, “Казак” и “Ласточка” день за днём покоряли пространство Дона, открывая нам всё новые места.


На пятый день похода был поставлен рекорд дневных переходов - 83 километра. Усталость, конечно, была огромная, но в тот день мы даже чуть опередили график. Не верьте старым описаниям Дона, будто он судоходен от железнодорожной станции с одноимённым названием и до устья. За последние десять лет пришли в упадок сёла и городки средней полосы России - нечего и некого стало возить по реке. На берегах почти у каждой деревни виднеются заброшенные бывшие пристани и элеваторы. Стоят по фарватеру ржавые бакены, лишь пятнами напоминающие о том, что были когда-то яркокрашенные, но лишь одну единственную моторную лодку мы встретили за пять дней пути. Рыбаки в основном используют угловатые и неповоротливые самодельные лодки сколоченные из просмоленных досок.


Все первые пять дней пути капал почти не переставая дождь. Только на шестой день погода сжалилась над нами и весь день светило солнце. Вечером стали на стоянку и смогли полностью просушить всё снаряжение и починить порванные о камни и низкие мосты байдарки. На следущий день погода опять “заплакала” и полдня моросил дождик. Стоило больших трудов поддерживать “солнечную” атмосферу в команде при такой погоде.


Кроме видеофильма свои впечатления мы отражали в “бортовом журнале” похода. Вот выдержка из записей от 24 июля: “...Заметил одну особенность: сёла отстоят от берега далеко, а вот фермы расположены прямо на берегу. Водопоев для коров не видно на берегах, но вид больших зданий с разбитыми окнами и драными стенами угнетает. Кто так распорядился фермы ставить и сёла? Об этом история умалчивает. Но вывод можно сделать грустный: не любят казаки Дон, ох, не любят. Кто же к любимому всё время спиной будет стоять?...”


Вечером седьмого дня встали в удивительно красивом месте у села Кривоборье уже в Воронежской области. Река там делает изящную петлю с радиусом в километр и размыла левый песчаный берег так, что образовался обрыв высотой с десятиэтажный дом. Вот в самой вершине этой петли мы и расположили свой бивак. Тут же решили воплотить в жизнь одну из традиций наших походов - принять впервые участвующих в матросы. Со всей серьёзностью готовились к испытаниям наши юнги: Андрей Осипов, Андрей Силанов, Владислав Козлюк, Евгений Голоскоков и самый молодой участник похода Владимир Матюхин. Стоит заметить, что Женя Голоскоков с его опытом путешественника на байдарках по Черному морю и неоднократного участника “Жигулёвских кругосветок” на роль юнги не очень подходил, но традиция - есть традиция, в спортивном марафоне он участвовал впервые.


“Старички” напускали на себя серьёзность, уверяя молодёжь, что испытание тем предстоит не из лёгких. Задание было простое: двумя экипажами преодолеть на скорость реку по ширине, взять с того обрывистого берега камешек и вернуться назад. Экипаж, который придёт первым освобождается от дальнейших испытаний, а вот отставшему экипажу предстоит тяжелейшая работа.


И вот прозвучала команда: “Старт!”. Стоящие на берегу попадали от смеха на песок: наш Вован (Матюхин) в суматохе сел в байдарку лицом к корме - спутал корму с носом. Буруны, которые вздувались за лопастями его весла, говорили о том, что за прошедшее время техника гребли им была освоена на пять. Но и два матроса его экипажа, севшие правильно, тоже не сачковали предыдущие дни. В какое то время мы забоялись, что байдарка разделится на две неравные части. Но конструкция выдержала испытание на прочность, пусть и пришлось давать повторный старт.


На финише, как всегда, победила дружба - пять матросов одновременно неожиданно оказались в воде. Этому поспособствовали, конечно, остающиеся на берегу. А вот Дон батюшка к своей коллекции этого года, утопленной в его водах до сего момента: новым кроссовкам Матюхина, двум шортам Голоскокова и аккумуляторной батарее стоимостью 400 рублей моей видеокамеры прибавил серебряный браслет Олега Бабаева. Всегда, где бы ни проходил приём в матросы, обязательно что-либо теряется или ломается. Как не дорога была потеря, но Олег отнёсся к этому философски: традиция. По случаю праздника был приготовлен вкуснейший ужин с 56 граммами каждому огненной воды для восстановления сил.


Кстати, рыбаки рассказали, как в этом месте год назад “рыбачили” “ценители” красоты природной “новые казаки”. Брали в руки гранату, выдёргивали чеку и кидали гранату вверх по течению. Бу-ум! И глушёная рыба сама всплывала к их моторной лодке. Мелочь они, в натуре, конечно, не брали...


На следущий день, внесли очередную поправку в устаревшие наши карты: у села Новоживотинное уже давно нет наплавного моста, а стоит высокий красавец из железобетона. У нас были запланированы посещение краеведческого музея и закупка продуктов на ближайшие два дня. Извинились у смотрителей музея за свой непрезентабельный вид и попросили экскурсовода. Отмеченный в описаниях как краеведческий музей, этот очаг культуры в маленьком селе оказался музеем-усадьбой знаменитого поэта и хорошего друга А.Пушкина Дмитрия Веневитинова.

Вот пример его творчества из стихотворения “К друзьям”, написанного в 1821 году, но созвучного настроению наших душ в момент посещения музея:


...Пусть богатства страсть терзает

Алчущих рабов своих!

Пусть их златом осыпает,

Пусть они из стран чужих

С нагруженными судами

Волны ярые дробят:

Я без золота богат

С лирой, с верными друзьями...


26 июля прошли город Семилуки, что вблизи города Воронежа. Из этого областного города сообщили в клуб туристов “Лада” о том, что у нас всё хорошо - выполнили одно непременное условие дальних походов. Клуб туристов, кстати, выделил нам байдарки и снаряжение и весь месяц следил по нашим телеграммам за прохождением маршрута. Дали, конечно, телеграммы всем родным и даже позвонили в Тольятти - в семьях тоже следили за прохождением маршрута.


Стояли в Семилуках на высоком холме правого берега между двумя автомобильными мостами: платным капитальным и бесплатным - разводным. Разводной мост, как выяснилось из разговора со сторожем, уже давно не соединяет два берега, хотя содержится в рабочем состоянии. Власти не дают команды - бюджет города денег требует. Проезд по платному мосту для автомобилей 15 рублей, для грузовиков - 25. Рейсовые автобусы проезжают бесплатно.


Вносим предложение в нашу городскую Думу: сделать платным проезд по нашей плотине для иногороднего транспорта. Тогда на ремонт шлюзов денег просить не надо будет - только успевай собирай, да ворота на шлюзах меняй...


Вообще впечатлений от каждого дня похода осталось много. Всем запомнился, например, смешной эпизод за ужином перед десятой нашей ночёвкой на маршруте. Расположились мы всей командой за вечерним столом, сидим спокойно ужинаем, рядом потрескивает жаркий костёр. Вдруг большая зелёная лягушка выпрыгнула из-за куста и наглым таким образом в три прыжка прямо по нашей еде прошлёпала по столу. Последний её прыжок не был точным и она угодила на горящие головешки костра. Ошалев от ожога, лягушка ничего не придумала лучше, как проскакать по столу в обратном направлении. При этом одно её приземление на столе было в шоколадное масло, а другое - в тарелку с борщом. Ещё мгновение, и лягушка ускакала прочь. Масло, срезав след лягушки, мы поделили на всех поровну и съели, а вот борщ ел один из нас - в момент приземления лягушки в его чашку он как раз оглядывался на костёр. Все, конечно, сделали вид, что не заметили купания лягушки - зачем парня расстраивать? А стоянку ту мы назвали “Наглая лягушка”.


27 июля почти весь день шли под удивительно красивыми берегами у города Нововоронежа. Даже атомная станция на самом берегу Дона своими страшноватыми бетонными куполами не испортила красоты тех мест. Меловые горы правого берега живописны и привлекают своими скалами альпинистов: об этом мы узнали, поднявшись на одну из них - весь гребень обрыва был испещрён следами от верёвок. Сфотографировались на фоне неописуемой красоты, постояли повосхищались видом Дона с высоты птичьего полёта и ...вновь за вёсла.


Вечером устроили прощальный ужин для Ромы Жиганова - на следующий день из города Лиски он должен был уехать домой - две недели отпуска заканчивались. Слегка расслабились и вечером перед сном дежурные не упаковали как следует продукты, а так как ночевали на окраине села Урыв-Покровка, местные собачки устроили себе ночью праздник, а мы лишились двух палок колбасы.


Городок Лиски ничем особенным не запомнился, разве что удивительно красивыми домами, построенными как видно недавно, на центральной площади. А для контраста через улицу от площади стоят обыкновенные сельские дома, грязноватые кривые улочки.


Взяли Роме билет на проходящий поезд, передали приветы в Тольятти и... дальше пошли восемь человек на четырёх байдарках. Пройдя километр, встретили большого серого ужа, пересекающего Дон перед нашими байдарками. Вова Матюхин быстрым движением руки выхватил его из воды и уж засверкал в лучах вечернего солнца своими глянцевыми изгибами изящного тела. Видеокамера запечатлела эту жутковатую сцену: не дай Бог ужик сумел бы вывернуться из рук и уйти в одну из байдарок!...


Из дневника: “Встали на перекур на пляже у села Колодежное, пройдя за 7 переходов 62 км... Погода весь день солнечная с лёгкими пушистыми облачками на небе. Когда жарит солнце грести очень трудно и в голове начинает бухать.

- Женёк. Ну ты шо, богато побачив вчерась рыбы у продавцив?

- Та ни. Трохи було, но я не став брати...

Это разговор местных мужиков, лежащих рядом на песке...”


Ночёвка в тот день была на ухоженной рыбацкой полянке со столиком и лавками, а рядом бил большой родник вкуснейшей питьевой воды.

Утром наблюдали удивительную картину: над рекой со скоростью течения плыл пушистый прохладный туман. В последних его клочках мы успели пройти несколько сот метров, выйдя на маршрут, по обыкновению, в 9.00. Впечатление незабываемое...


30 июля перед городом Павловском, посетили подземный вырубленный в меловой горе бывший пещерный монастырь. Из рассказа местных паломников мы узнали, что в нём действительно жили когда-то монахи, молились своим богам, и что ходы и пещеры монастыря располагаются в три этажа и очень запутаны. Без фонариков мы не рискнули заходить далеко.

В День военно-морского флота прошли город Павловск, в котором закупили продукты на два дня. Были атакованы любознательными бывшими моряками на моторках с не очень трезвыми рулевыми. Но в тот день всё прошло в доброжелательной обстановке. Встреча с идиотами нам ещё предстояла...


Вообще же встречи с местными жителями всегда заканчивались восхищёнными возгласами, когда они узнавали откуда мы идём и доброжелательными пожеланиями, когда узнавали куда собираемся дойти на этих утлых судёнышках. Дважды встречали и разговаривали с тольяттинцами. Одна семья из Комсомольского района отдыхала в деревне у родственников, а когда прочитали на борту байдарки имя города - были в восторге. В другой раз мужчина, услышав мой комментарий о тольяттинцах при съёмке сюжета на видео в одном из городков, сказал, что работал на конвейере и передал привет всем работникам ВАЗа. Увидев имя города на байдарках, большинство понимающе улыбались нам, капитан одного из немногих маленьких буксирчиков, встреченных на пути приветствовал нас гудком. Встречались и такие, кто впервые слышал это имя города Тольятти, но когда мы говорили о наших автомобилях, все кивали головами - машины знают все.


31 июля прошли знаменитые сёла Старая Калитва и Нижняя Калитва - у них во время последней войны проходило страшное и знаменитое победой наших войск танковое сражение. Появились первые болячки. У одного из нас, как поётся в одной известной песни В.Высоцкого, “В неудобном месте чирей вырос, пора пахать, а тут ни сесть, ни встать...”. Лечили, как могли. В больничке села Верхний Мамон, куда обратился больной, врач даже не стал смотреть, посоветовал: “Приложите подорожник и постарайтесь не сидеть подолгу.” Интересно, как он себе представлял работу вёслами в байдарке стоя? Скрипел матрос зубами, но шёл вперёд вместе со всеми. А кому в походе легко?...


2 августа пересекли границу Ростовской области и через 30 км дружно прокричали: “Ура!” очередной победе над собой и Доном - прошли 1 000 км пути. Усталости особой не было - привыкли к графику, ритму, постоянной работе. Во всяком случае, мы выглядели гораздо свежей и веселей туристов из Геленджика, которых встретили на той стоянке. Они прошли за неделю 182 км и притомились, мы же за 16 дней прошли почти в 10 раз больше. Андрей Осипов не выдержал наплыва восторженных чувств и продекламировал только что сочинённое стихотворение:

- И слился я с природой,

И речку я покорил,

И вспомнит лишь потомок

Как я здесь проходил.


“Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет!” - мы ему простили в тот момент и корявость строк и то, что он Дон речкой обозвал - искренность в походе дорогого стоит. А предстояло нам ещё пройти самые трудные 800 километров пути.


На следущий день состоялась встреча со знаменитой во всём мире станицей Вёшенской. Должны особо отметить, что правильное название станицы через ё, а не как нам преподавали в школах. В Вёшенской посетили литературный музей Шолохова, где с интересом выслушали рассказ экскурсовода и узнали много для себя нового. Посетили усадьбу писателя. Роскошный дом поразил своими размерами и пышностью внешней отделки. Выдержка из дневника: “Вёшенская показалась како-то контрастной, как Рио-де-Жанейро. С одной стороны - чистенький белый с голубым храм и дома его окружающие рядом с музеем и домом писателя, с другой стороны - пыльные грязноватые улицы и бедные дома. Есть даже крытые столетней соломой, на которой ...растёт зелёная травка.”


В усадьбе Шолохова постояли у могилы писателя и его жены. Поразило надгробие на могиле читаемого во всём мире писателя: огромный валун, на одном из боков которого плоский спил. На этой плоскости надпись: “Шолохов”. И всё. Ни дат, ни инициалов. А зачем? Михаил Шолохов, как бы теперь его щелкопёры не пытались принизить, так и останется величиной, написавшей “Тихий Дон”, “Поднятую целину”, “Донские рассказы”...


Три часа отдыха в Вёшенской не отразились на количестве километров, пройденных в тот день - к вечеру их оказалось 66. Вечером, уже пройдя устье левого притока печально знаменитой теперь реки Хопёр, имя которой использовалось в одной из финансовых пирамид, впервые явственно унюхали чудесный терпкий запах степи!


Волгоградская область на первых километрах подарила нам свою особую красоту донских берегов, сочетающую кручи берегов, поросших лесом, с простором степных лугов и полей. И от созерцания этой красоты захотелось петь и парить над водой. Возможно поэтому мы на следущий день установили рекорд похода - 86 км прибавилось к пройденному пути. Справедливости ради надо отметить тот факт, что течение в тех местах около 5 км в час, но всё же помахать вёслами пришлось. А в судовом журнале появилась запись: “Как долго и нудно тянутся секунды, когда работаешь вёслами, и как быстро пролетают минуты, когда отдыхаешь...”


На ужин в тот день дежурные Олег и Вова приготовили восхитительный украинский борщ и вкуснейший кисель. Вот только ночью спать не дали местные жители. Запись в дневнике: “...Вначале девки визжали и будоражили воображение своими “буханиями” голых тел в воду, потом зашли в воду мужики. Те вели себя посолидней: “Во, бл...! Вода какая тёплая, на х... А еще говорят - Илья в воду насс... Как парное молоко, бл...” А в тишине ночи неслось из динамиков авто, на котором приехали купаться молодые: “Я тебя не люблю-ю - ты меня полюби-и...”


5 августа посетили станицу Кременскую, что на правом берегу реки. Улочки станицы кривоваты и бугроваты. Здание сельсовета (определили по вывеске) напоминает избушку на курьих ножках. Но потряс удивительный факт: у памятника погибшим в Великой Отечественной войне горит вечный огонь! Причём, не еле тлеет, как в “голодный год”, а горит с шумом и большими языками пламени. Тут же расположена братская могила, на плите которой среди множества фамилий есть и ...Степан Петрович Разин.


Закупили продукты на ближайшие два дня. Цены по всему Дону примерно такие же как у нас, вот только зарплату или совсем не платят, или раза в три меньше за такой же труд.

День следующий подарил нам встречу с добрыми рыбаками, а они, рыбаки, предложили нам безвозмездно рыбки. Вечером сварили первую и, как потом оказалось, последнюю уху. Вова Матюхин при чистке одной из щук внутри её обнаружил рыболовный крючок. Ночевали у станицы Трёхостровская. С того места Дон заметно расширяется, постепенно превращаясь в Цимлянское водохранилище.


В Калач-на-Дону пришли по ещё дома запланированному графику - ни раньше ни позже. У этого города начинается Волго-Донской судоходный канал. Идти по Дону стало веселее - то и дело нас обгоняли или шли навстречу большие теплоходы. В основном это нефтеналивные самоходные баржи и сухогрузы.


Первый день плавания по цимлянскому водохранилищу прошёл при лёгком волнении и попутном ветре. Случилась и первая травма. Тимофей не управился с воротом у колодца в хуторе Логовском, куда мы зашли пополнить запас воды - донскую воду на всём протяжении реки пить нельзя. Острая как бритва кромка стального стержня ударила его по правой руке и вырвала приличный кусок мышцы. Местная больничка оказалась самым захудалым “домом для умалишённых” и там ни чем помочь не смогли. Использовали нашу медицинскую аптечку и “народные средства”.


9 августа стал одним из самых трудных дней похода: 4-5 бальное волнение на водохранилище и встречный ветер заставили в некоторые моменты подумать о срочной высадке на берег острова, лежащего на пути, но остров оказался полузатопленным и заросшим кустами. Была мысль попросить помощи у рыбаков, промышлявших там на небольших рыбацких баркасах. Но видя уверенность и боевой настрой экипажей байдарок, всё же рискнули идти дальше. 5 часов мы болтались на волнах, некоторые из которых достигали высоты 2-х метров - для байдарки это рискованное волнение. Выйдя на мыс у станицы Красноярской, все повалились на песок в изнеможении. Но, две-три шутки про Вовины глаза “по чайной ложке” при встрече с самой большой волной и мокрые штаны Тимофея, и здоровый добрый смех потряс пляж мыса.


После часа заслуженного отдыха пошли дальше. Вечером, пройдя по водохранилищу 50 км, отпраздновали Андрею Силанову 18-летие. Он всё сокрушался, что не смог дать телеграмму маме и не поздравил её со своим Днём рождения. Мы сначала удивлялись - привыкли, что нас поздравляют в этот день. А ведь разобраться, прекрасная традиция - в свой день рождения поздравлять свою Маму. При такой философии сын никогда не сделает больно своему самому родному человеку на земле!...


День следущий принёс ещё одно испытание волнами и ветром “мордотык”. Через пять переходов по водохранилищу без выхода на берег, вынуждены были свернуть с маршрута и выбросится на песчаный берег у строящей атомной станции у г.Волгодонска. Место оказалось не самое хорошее для ночёвки, но выбирать было не из чего. Не унывали и тут: накупались в гребнях шумных морских 4-х бальных волн. Вечером, словно извиняясь, природа подарила нам удивительной красоты закат солнца. Увеличенные фотографии, снятые на той стоянке, теперь украшают наши стены квартир.


Всю ночь порывы ветра терзали наши палатки и гнали на берег волну. Утром ветер чуть стих и мы, воспользовавшись недолгим затишьем, отошли от берега по направлению к плотине Цимлянской ГЭС, которая через два часа работы вёслами показалась из-за горизонта над гладью воды. Как обычно было на волжских ГЭС вышли на средину насыпи. Негостеприимная, увы, оказалась стража у этой плотины. Впервые за четыре года путешествия по Волге и Дону нас встретили матом и угрозами расстрелять байдарки из автоматов потому, что зашли мы в особо охраняемую зону. Долго спорить с грозной охраной не стали и пришлось идти вдоль плотины по направлению к г.Цымлянску, чтобы там перенести наши судёнышки из водохранилища в Дон.


Обнос плотины занял часа три. А через пятнадцать минут после выхода в саму реку все были потрясены неожиданной картиной. Река там узкая и извилистая. На одной такой извилине вдруг из-за берега нам навстречу медленно стал выдвигаться ...нос большого теплохода. Теплоход был так широк, что, показалось, занял всю ширину Дона. Но первое впечатление часто бывает ошибочным. Оставалось и для нас место. Вечером пришлось делать дополнительный инструктаж молодым туристам по технике перехода через фарватеры на судоходных реках.


12 августа встретили на своём пути первую из трёх водорегулирующую плотину. Поддержкой определённого уровня воды в нижнем течении Дона плотинами создаётся условие для прохождения судов из Чёрного моря на Волгу. Плотины небольших размеров и их мы преодолевали без особого труда. А у г.Константиновска даже воспользовались рыбоводным каналом, который огибает по дуге плотину. Течение в канале вызвало восторг у всех участников похода и дало нам возможность передохнуть около часа не выходя из байдарок. После плотины ГЭС Дон размечен столбами через каждые 5 километров. У Константиновска наш бивак был рядом с указателем 2 980 км от Москвы.


Последние дни похода были окрашены чуть грустными эмоциями - все понимали, что с каждым днём остаётся всё меньше времени жизни походной нашей команды.


14 августа в средине дня подошли к знаменитой в здешних местах станице Старочеркасской. Основание Черкасского казачьего городка или Старого города, как его называют старожилы, историки относят к 1570 году. Первое документальное упоминание о нём относится к 1593 году. Уже в 1644 году Черкасск становится столицей донского казачества. Как всякая столица город был укреплён земляными валами, рвами с водой, стенами с башнями и крепостными воротами. На стенах были установлены пушки.


Из-за многочисленных каналов и ериков, затопляемых вешними водами Дона один из иностранных путешественников назвал Черкасск “донской Венецией”. Город на Дону имел большое военно-стратегическое значение. Через него проходили важные торговые пути, связывающие Московское государство с Крымским ханством и Турцией. В состав Черкасска входило 11 казачьих станиц.


На майдане - шумной городской площади собирался Войсковой казачий круг, принимались важные для “всея реки” решения, торжественно встречали послов с царским “жалованием”.


В мае 1696 года в Черкасске побывал Пётр I, проплывая на галерах из Воронежа к Азову.


Оставив байдарки под охраной Влада, мы решили посетить монастырь, купола церквей которого, виднелись с реки. С сожалением узнав у проходящей загорелой тётки, что монастырь открыт для посетителей лишь в определённые часы и “теперь-то закрыт уж”, пошли дальше по узкой улочке. Алейками парка пришли как раз на ту самую центральную площадь, где собирались казачьи круги. Купив в магазине по бутылочке пива на брата, сели в тени деревьев на лавочки пустого в эти часы минирынка. Поздравив Андрея-маленького с днём рождения, выпили по первому глотку. За акацией, растущей вдоль аллеи, напористый мужской голос вещал “политграмоту”:


- Да ты посмотри, что они делают с заводами. Строили-то заводы всем миром на деньги всех, а теперь пришли какие-то хапуги и прихватизировали всё. Теперь, что ж, значит, все станки в руках одного-двух новых русских будут? А какое они имеют на это право? Где моя доля? И на мои деньги заводы строились... Нет, Сталин нужен нам сейчас в России. Сталин. Чтобы всех этих сволочей-прихватизаторов под одну гребёнку и в Соловки...” Собеседники, а их было человек пять, вставляли короткие одобряющие реплики:

- Да, испохабили Россию. Совсем житья не стало.


История повторяется... В 1670 году возможно даже именно на месте сим знаменитый в последствии народный герой, а по нам так бандит и разбойник Степан Разин на Войсковом круге призвал казаков “притти во град Москву и всех князей и бояр и знатных людей и всё шляхетство российское побить... и черным людям дать свободу”. А не менее известный Кондратий Булавин 9 мая 1708 года в этом же городе казачьим кругом был избран атаманом Войска Донского. Восстание под предводительством Булавина охватили большой район донских станиц, распространилось по Хопру и Волге. Теперь мемориальная доска на соборной стене, да сохранившийся до сих пор старинный дом, где, по преданию, жил атаман, напоминает нам о предводителе восстания 1707-1708 годов.


Не знаю, как друзья, а я кожей и всеми клеточками мозга чувствовал какую то трепетную связь времён в этом историческом месте. Словно бы слышался гул возмущённых голосов казацкого круга, призывающих “итить земли воевать”.


Разрушенное здание банка, внешние стены которого ещё ждут своего применения для постройки какого-либо учреждения, своей толщиной стен напоминало о том, что жили раньше как и строили - основательно и крепко, не то, что нынешние дома с гарантией на 30-50 лет. Строим мы, теперешние, как и живем: “На наш век хватит...” А век наш всё короче становится...


Незлобно подшучивая друг над другом, лаская взглядами до бесстыдства оголённые ножки молодых девчонок-казачек, проходящих мимо, выпили мы по две бутылочки пива и пошли к нашим "девчонкам" - байдаркам.


За мощными стенами крепости всё так же, как и сотни лет назад виднелись купола бывшего войскового собора, построенного в стиле украинского барокко. Закладка стен этого собора началась при участии Петра Алексеевича в 1706 году и к 1719 году собор был построен. Из описания мы знали, что в соборе сохранился до наших дней деревянный резной пятиярусный иконостас. Соборная колокольня выглядывала из-за стен своим 46 метровым шпилем. В музее, спрятанном от нас монастырскими стенами, хранятся трофеи донских казаков, привезённые ими из многочисленных походов: турецкие пушки, карты, произведения изобразительного искусства. Особо примечательный экспонат - кандалы, в которые, по преданию, был закован Степан Разин, когда его везли в столицу на казнь. К сожалению всего этого мы не смогли увидеть - опоздали, музей уже не работал.


Как и предполагали при составлении графика похода, в Ростов-на-Дону пришли 15 августа. Недолго побыв в этом красивом городе пошли дальше. Финишировали в тот же день, 15 августа, в 7 часов вчера в городе Азове, пройдя в общей сложности 1 836 километров...


Что в итоге? Мы, своим маленьким коллективом прожили маленькую, но такую интересную насыщенную событиями жизнь, рассказать про которую можно еще много чего интересного... Прошли 5 областей России, увидели изумительную красоту русской природы, её необъятность и простор. Впереди - новые походы, новые встречи, новая жизнь...


Н.Шестерин.

Осень 2000г. Тольятти.

Сайт управляется системой uCoz