Волгоград – Ахтубинск – Астрахань.

«Я помню, как все начиналось…»


Все начиналось как обычно…

Осень, Зима, Новый Год, Запоздалая Весна – сезоны сменялись один за другим. Народ старел, жирел, ленился, переключался на другие виды забот. О Весеннем Походе вспоминали, но в основном в контексте того, что нет, ничего нет: Времени, Денег, Особого Желания.

При этом публика покупала квартиры, кухни, мебель, ноутбуки и много еще чего полезного в хозяйстве. Вот только две-три тысячи рублей на Весенней Поход для очень большого количества Верных Соратников почему-то казались неподъемной суммой.

Может так незаметно и приходит Старость?


Майские праздники стараниями Правителей кастрировали по самое нехочу, от привычных 7-9 дней выходных (в сумме) осталось шиш да маненько. Тоже проблема.

Ничего внятного упорно не вырисовывалось.

Я сидел на берегу Великой Реки и ожидал проплывающего Трупа Врага. Уж и Апрель в самом разгаре, а ни Врагов, ни Трупов.

Котляров с Компанией мылились в Велопоход. Особенного желания не испытывал, но за неимением лучшего, оставлял этот Вариант на Черный День.

Поляков еще с Зимы что-то говорил про Нижнюю Волгу, но у него слишком много своих забот, чтобы всерьез заранее рассчитывать на Этот Вариант.


Как всегда, все решилось само собой дней за десять до Похода. У Полякова сформировался внятный маршрут (Волгоград – Астрахань), имелись плавсредства, образовались вакансии на судах – мы с Алексом и упали на хвоста уже подготовленной (не нами) экспедиции. Прельстились отчасти и потому, что Поход заявлялся как Спортивный (по крайней мере средняя скорость перемещения не менее 50км в день на судах без полноценного весла в районах с неизвестной ветровой обстановкой по другому восприниматься не могла).


Волгоград – Ахтубинск – Астрахань.

23 апреля – 9 мая 2005г.

Протяженность маршрута:484км.

Ходовых дней/пройдено: 404км/7дней = 58км/день

Дневки: 4 полных дня

Полукочевочные дни (переходные к дневкам): 80км/4дня = 20км/день

Из Планов Комондора (он же Рыбак, Великий Стратег, Хозяин и прочая, прочая, прочая) следовало, что Поход распадается на два этапа.


1 Этап: первый катамаран с экипажем своим ходом по ж/д добирается до Волгограда, откуда и стартует вниз по течению 24 апреля (в сторону Ахтубинска). Расстояние от 170 до 350 км (в зависимости от выбора маршрута). Расчетный бюджет первого экипажа (на две недели) – 2800 руб/чел.


2 Этап: второй катамаран с экипажем на а/м добирается до Ахтубинска через неделю после первого. И с 1 мая флотилия совместно продолжает плавание в сторону Астрахани. Расстояние более 310 км. Расчетный бюджет второго экипажа (на неделю) – 2500 руб/чел.

Примечание: точные цифры расстояний стали известны только после прохождения маршрута, в апреле Поляков точных карт не имел (как не имел их и в Походе). Я что-то нарыл из Инета. Сами карты хороши (генштабовская двухверстка), но при выводе они потеряли цвет и в 4 раза уменьшились в масштабе. Так что на воде работать с ними было тяжеловато. Правда, кроме меня, особенно они никого и не интересовали. Было сделано 2 комплекта (чтобы на каждом катамаране были). Свой комплект я не отдавал никому, второй сразу же был оставлен на берегу в Ахтубинске вторым экипажем – стандартная наколка бестолковых сборов.


Начало.


Из Тольятти тронулись 23 апреля. Автобус из Нового Города в 9.15. Автобусы нынче идут прямиком до Самарского ж/д вокзала. Все тащили сами (катамаран, два спасжилета, еда на неделю, палатка, 3 пенки, гитара, лагерно-кухонные принадлежности на оба экипажа, плюс личные вещи). Все это в трех рюкзаках, одном пенале (катамаран), плюс мелкие пакетики в дорогу. По весу где-то в районе 120-125 кг. Для трех мужиков – терпимо. Перетаскивалось все это за один раз перебежками до 300м (а больше расстояний и не встречалось).

Самара нас встретила первым жарким весенним днем (по ощущению на солнце было за +25). Пиво, девочки (в мыслях), журнал «Плейбой» (у Алекса под мышкой).


Итак, представляем первый экипаж:

Алекс (он же Круглов Александр) –36 лет, рекламщик на вольных хлебах, турист с дореволюционным стажем. Повар, гитара, девки, пиво. Парусный рулевой от Бога

Поляков Дима (Великий Кормчий)-36 лет, без определенных занятий, Рыбак, Хозяин Флотилии и всего этого Балагана. Гитара и пиво – по самочувствию

Парфенов Антон (автор сего опуса)-40 лет, инженер на ВАЗе, впервые за много лет – не капитан. (В прошлом – тиран и деспот). Штурман, казначей, завхоз, говорящая кукушка (единственный обладатель часов на оба экипажа), в принципе «справочная» (что, в общем-то доставало, особенно после прибытия второго экипажа).


Все трое – участники, теперь уже легендарного Ралли «Казань – Тольятти 2002». Суммарный пробег экипажа по воде (парус, весла, горный сплав)–более 15 000км.


Альбатрос – парусный разборный ка-тамаран 1989г. Из дополнительного –самодельная генуя 6 кв.м; увеличенный кокпит, поплавки в чехлах. Вес-60кг, вместимость – сколько погрузишь. Кроме Волги был на Дону в 2003г.


Первый день.24 апреля.

Трое в лодке, не считая...Гули

В Волгоград поезд прибыл с небольшим опозданием, в 8.30 времени Тольятти. Здесь и далее все время только по Тольятти (+1 час к Москве). Вытащили шмотки на привокзальную площадь, на троллейбусе доехали до воды (район набережной Речного Вокзала). Я и Поляков принялись за сборку катамарана, Алекса отправили по хозяйству – часть продуктов (хлеб, овощи, соль, воду) закупали на месте. Это сэкономило нам не менее 20кг в поезде.

Первый сюрприз – погода портится. Ветер, дождик, воздух +12, от вчерашнего лета не осталось и следа.

Второй сюрприз (на этот раз приятный). Приблудила Каштанка. Лет 26-30, зовут Гуля (на самом деле все сложнее, но не Гюльнара и не Гюльчитай – точно нам запомнить не удалось). Собиралась на дачу к сестре на противоположный берег Волги, опоздала на «омик», моторку- попутку не нашла. Подобрали, обогрели, …(прости, Верунчик). Собирались шустро и уже где-то в 12.15-12.30 толкнулись от берега. С Волги сразу же ушли в протоку Воложка Куропатка (чтобы Город не доставал нас своим промышленным видом ближайшие 30-40 км). Попутчица оказалась бойкой, шустрой, но одетой не по сезону. Змерз цуцик. Вначале одели джемпер Алекса, потом еще один, потом мой красный пуховик, замотали в спас, завернули в жаркие объятия Великодушного Алекса. Не помогало. Клиент стучал зубами и пугался пролетающих через кокпит брызг (ветерок проснулся и нас понесло не по детски). Пришлось родимую поить неразбавленным спиртом (прям из ваучера, из горла). Обучение прошло успешно. Суслик захмелел и требовал продолжения банкета (в смысле приглашала на дачу к сестре). Еле отбились, высадив ее в нужном месте через 7км от старта. Алекс все порывался проводить до дачи, но пронесло. Далее пошли втроем.

(История с Гулей имела продолжение. Уже после похода, 18мая, сидя у Алекса дома и просматривая первые страницы рождавшегося в муках отчета, вспомнили и о ней. Позвонили в Волгоград. Поговорили всласть. Неплохая девчушка. С оказией перешлем ей фотки с похода и, возможно, этот отчет. Обрадовалась она позднему звонку более, чем искренно.)


Теплее не становилось. Ветерок поддувал, стучали зубами уже все трое. (Наивные чукотские юноши, тогда мы и не знали, что это был самый теплый и комфортный день на ближайшие две недели). Спирт лакали сами, залезая уже в завтрашнюю дозу. Алекс (лишившись вроде бы уже законной добычи в лице оставленной на берегу Гули), жаловался на тяжелую судьбу и требовал сиську, а т.к. шли на парусе, он забился в нос катамарана, съежился в клубок и только постоянно канючил «еще глоточек».


Течение было славным, ветерок попутным, на бабочке довольно лихо проскочили Воложку (25 км) и снова выбрались в Волгу. Там то и начались первые штурманско-навигационные засады. После Водохранилища в зоне Казань – Тольятти (где мы в основном и обретаемся последние 10 лет) со стандартной шириной водного зеркала 10-18 км, все остальные Реки, в том числе и та же самая Нижняя Волга кроме как «речкой-вонючкой» - не воспринимаются. Ну хоть убей. Сколько б рукавов у нее не было и насколько бы сильно она не разливалась. Все это «багатство» упорно даже до уровня Усы не дотягивает. И на Дону уже так было, и на Каме с Окой. Глазомер у нас сбит раз и навсегда. Да и к берегам мы привыкли к нормальным (типа Жигулей с Молодецким Курганом). А тут – торчит какая-то осока из под воды – и ломай голову, основной судовой ход здесь проходит, или еще куда его понесло? Острова очень низкие (даже Муравьиные острова там выглядели бы Гималаями, нет там в принципе таких высоких островов, за две недели не видели ни одного яра более 2-х метров в высоту на островах), весной их топит нещадно. А карта имеется именно на межень, а не на половодье. Да и основное русло временами сужается до 400м.


Речка-вонючка.

Пока шла населенка – привязывались к деревням на берегу. Чем дальше от Волгограда – тем тоскливее (это уже на второй неделе помотало нам нервы, а пока так еще, цветочки). Одним словом, решили срезать петлю на карте, залезли в протоку. Ента гадина (протока) вскоре кончилась, занесло нас практически в лес с дуровой течкой и нулевой глубиной. Будили Алекса, минут двадцать таскали по песку катамаран. Водичка бодрящая, +4, ноги сводит на раз (не привыкли еще). Слава богу выпутались. Потеряли время и веру в возможности спокойной навигационной ориентации. Дали сами себе обещание больше в протоки не ходить и шнырять только по руслу (там по крайней мере течение всегда в полную дурь, не менее 5 км/ч, а в узкостях и на перекатах – до 8-9 км/ч).

Худо бедно к вечеру (после 19.00) встали на стоянку немного не доходя до деревни Ушаковка. Тогда нам показалось, что пройдено маловато. Анализ в Тольятти показал, что пройдено было 62 км. С учетом первого ходового дня и старта в 12.30 – более чем достойно. Отчего? Дуровое течение и попутный ветер в течении всего дня сделали свое дело.

На привал встали удачно, за косой, в затишке от течения. Засветло успели разбить лагерь, поужинать и поставить сетку. Земля непривычно теплая – за день вымерзли как сволочи (эх, знать бы тогда, что впереди ждет…).


Второй день. 25 апреля.

Встали в районе 8.00. Вытащили сетку, улов нормальный (даже стерлядь попалась). Не торопясь позавтракали, собрались и где-то в 11.15 толкнулись от берега. Ветер с попутно-плотного сменился на слабо-боковой. Плелись еле-еле, много галсировали, от течения было больше проку, чем от паруса. Весь день клянчил Ветер. С этого дня пошли два цикла стандартных шуток на этот Поход. Первый блок: Про братьев Задубелли (как вариант, Околелли и т.п.) – холодно! И соответственно второй блок: Про стремительных финско-эстонских гонщиков под парусом (были введены понятия: Встречный Штиль и Попутный Штиль, также как и Полный штиль – это когда дым от сигареты идет строго вверх) – ну не было ветра!

На обед встали на островке, пожарили пойманную утром рыбку (пару сковородочек). Погрелись на солнышке (оно выглянуло на часок). Половину дня перемещались по суше (если верить карте). Где нас носило – кто его знает. К вечеру ветер стих окончательно и уже где-то в 18.30 ткнулись в симпатичный островок (Угольный). Прошли 57км – снова неплохо (с учетом почти двух часов на обед и крайне неочевидного ветра) Течение, однако!

Сушняка море, во внутреннем озерце дичи всяческой немерянное количество в обширном ассортименте. Уютно угнездились, разожгли «пионэрский костер» до утра. Снова рыбка (уха со стерлядкой), снова гитара. Спирт приспособились разбавлять минералкой с лимоном (брали его для чая, но оказалось, что так вкуснее). Еще с вечера обратили внимание на какой-то электрифицированный стан на противоположном берегу.


Третий день. 26 апреля.

Встали в районе 8.00. Вышли где-то в районе 10.00. Сразу же нырнули в Стан. Мужикам моим стало скучно и они решили заняться любимым делом – шляться по местным хуторам и канючить неважно чего. Тем более повод был. За первые холодные дни хлеб жевали постоянно и менее, чем за двое суток сгрызли 6 буханок на троих.

Стан оказался постом рыбоохраны с самолично браконьерствующим сторожем в единственном числе. На будущее: браконьеры там все, не браконьеры – те, которым лень этим заниматься. Других вариантов замечено не было. У сторожа с продуктами было туго, пошли в соседнюю деревню – чуть более 2км пехом. Заброшенный и забытый богом край – полное ощущение, что Война только что закончилась. Вся деревня (с десяток домов) равномерно завалена навозом, разобранными тракторами, сеялками, плугами, автомобилями, мотоциклами, телегами, лодочными моторами, старым тряпьем, обглоданными костями и прочим мыслимым и немыслимым мусором. Отличия между улицей, двором, загоном и собственно домом в толщине «культурного слоя» - не отмечены. Дома стоят с окнами, забитыми полиэтиленом, видно стекло кончилось. При этом по дворам дети малые бегают, жизнь продолжается.

А зачем?

Магазина на 6-7 жилых дворов, естественно, нет. Ходили, побирались. Хлеб пекут сами, чем и воспользовались. В принципе то люди душевные. В одном дворе за 20 руб выклянчили 2 каравая, на сдачу (от 20 руб) нам дали десяток яиц и четыре вяленых рыбины. В другом на 80 руб достался литр самогонки, булка хлеба, ваучер молока, подслнечное масло, мука, морковь, картошка, опять вяленая рыба и еще мешок какой-то хренотени. В общем, пока все эти покупки на 100 рублей дотащили до берега – руки отвалились.

Нам понравилось тариться в местных хуторах.


Попрощались со Станом, тронулись дальше. Все блуждания заняли часа 2-2.5.

И тут начался Третий Блок шуточек этого Похода: «А не слишком ли много я себе заказал?». Ветерок оживился. Однако. Выйдя на судовой ход начали оглядываться по сторонам. Дуло. Все сильнее. Пока думали, рифиться или нет – уронили мачту. Берег рядом, пристали, пообедали. Ничего страшного, просто не выдержал вант-путенс, а так все цело. Перевязали ванту, шли без стакселя, с ним встречно-боковой все норовил выломать нам мачту. Ветер перешел на тупо-встречный с пенными барашками. А до Ахтубинска оставалось еще верст 30-35 в том же ракурсе. Пригорюнились. Жалко корабль, угробить можно. Нырнули в протоку (он же Ерик Роговая, соединяет Волгу с Ахтубой). От того, что ширину русла сбросили с 1000м до 50м, а направление движения на 90 градусов, ни ветра, ни волны меньше не стало, при этом как он был мордотыком, так им же и остался. Прогалсировав в этом ручье с риском сломать мачту еще пару километров, и не заметив ни малейших признаков улучшения обстановки – встали на стоянку в более-менее пристойном месте до 18.00.

Итоги дня: 16 км. 8км до потери мачты (обеда) и столько же после.


Четвертый день. 27 апреля.

Дневка.

Ветер продолжался. Накануне у местных Дуремаров (рыбаков с большими сачками, которыми они меньше чем за час умудряются выудить из канавы до 30кг рыбы) выменяли литр самогонки на мешок овощей, мешок рыбы свежей и 1.5кг шикарного балыка из сома. Принимали их в гости, ходили к ним, ставили сетку в их протоке. Разжившись мукой и маслом, забодяжили блины. Смешно, но при переворачивании их рвало на части задувающим ветерком.

Чем-то это напоминало Дон. Двигаться нельзя. Ходили к соседям, набрали молока, помогли выдернуть сома. Большая дура. На вес килограмм тридцать, по длине – не меньше Алекса. На фото выглядит еще более угнетающе.

На нашем берегу начался степной пожар. То ли прошлогоднюю стерню специально выжигали, то ли случайно полыхнуло. Но ветром все это понесло в нашу сторону. Скорость распространения – до 10-15 км/ч. Пронесло, нас не зацепило. Гуляли по островам, намотали километров 6 по суше.

Алекс не торопясь, пережарил тонны халявной рыбы. Очень вовремя. К вечеру полакомились драниками и возрадовались стихающему ветру.

Глупые.

Пошел дождик. Дождиком он был час-полтора. Потом зачем-то превратился в гораздо более мерзопакостное. После 20.00 нас загнало в Палатку.


Пятый день. 28 апреля.

Дневка.

Это уже не смешно. Дождь не прекращается. Вечер накануне прошел скучно. Три самца, дубеющие в промозглой палатке под рев дождя. Грызем рыбу, вовремя пожаренную Алексом. Пьем спирт, по восьмому разу перелистываем «Плейбой». Кто-то спит, кто-то бодрствует. Курим, не выходя из палатки, высунув голову в тамбур. Выйдя по малой нужде на 3 мин – возвращаешься мокрым до нитки. А на дворе между прочим +8 и ветер. На май месяц, однако.

Самцам сняться вещие, но странные сны. Рыбаку – Боевая Подруга в валенках. Алексу – женская баня (т.к. во-первых, в бане тепло, а во-вторых, в ней женщины – от отсутствия и того и другого он дуреет).

Костер залит всмерть. Продукты только в сухпае. Бока отлежали. Начинаем звереть. Дождь закончился только через 1.5 суток. Из них 23 часа мы просто безвылазно просидели в палатке.

Круто!

Вот только на хрена нам такое счастье?


Дрова все сырые, бумага тоже. Каким чудом нам подвернулась береста после нескольких часов безуспешной попытки разжечь костер – Аллах ведает. Для справки, за все время ни одной березы в виде деревьев на берегу нам не попадалось, откуда только кора бралась?

Сидим у костра под мелким дождиком, жуем оладышки. Коптим рыбу – потрясающе.


Шестой день. 29 апреля.

Полукочевка.

Дождь наконец-то ослабел до такой степени, что можно свернуть лагерь. Завтракаем (обычный скудный туристский перекус: гренки с маслом и литровой банкой свежепосоленной икры под кофе). Трогаемся дальше. Вода все это время прибывала. За время стоянки (чуть более 2 суток) – почти на метр. Оставалось нам немного. Соседи-хуторяне уже ломали голову, где брать баркас для вывоза скота и шмоток на Большую землю. Паромы-переправы уже затоплены, а воды в этом году обещали, как в 1989 (в кухне у них тогда было по пояс).

По Ерику Роговая через 5км вышли в Ахтубу. Те же яйца, вид сбоку. Полузатопленные кусты, полуразрушенные кошары, полузамершие туристы-придурки в одиноком катамаране.

Течение хорошее, ветерок немного дует. Еще верст через пятнадцать – долгожданная деревня. Покровка. Взяли хлеба, плюшек, сахара, подсолнечного масла.


За первую неделю на троих у нас ушло 2л подсолнечного масла, 2кг муки и 2кг сахара. При этом из Тольяттинских запасов – только банка тушенки (в первый вечер, когда сетку только кинули в первый раз). Ну мы и жрали! Ни до, ни после, такого уже не предвидится.

Позднее, второй экипаж, все не мог понять нашего эстетско-индиферентного отношения к пище. Особенно к рыбе. Но ведь мы ее столько слопали! А вот блинчики-оладышки – ничего, эффекта привыкания замечено не было. Поляков, правда, разок отказался от третьей сковородки оладышков, было и такое.

После Покровки проходим ще трохи и встаем недалеко от Ахтубинска на очередную дневку (наши приезжают только 1 мая). Прошли 30км.

С вечера бросили сетку (тихий заливчик без моторок и течения).

Ужин, гитара, почти хорошо. Теплеет (воздух +9, вода +6). Ну, чем не Сочи в бархатный сезон! Да и дождя практически нет.


Седьмой день. 30 апреля.

Дневка.

На острове пасутся кони. Пугливые, но любопытные. Вчера заглянул жеребенок, потом пришел весь табун. Сегодня, гуляя по острову, подошли к нему поближе. Коптили рыбу в котелке, вкусно. Жарили блины, оладышки, гренки. С утра выдернули сетку, вытащили очередную авоську всяческой живности. Сетку переставили еще раз, а вдруг?

Готовимся встречать второй экипаж, чистим перышки. Не хочется, а надо. Это когда моешься в ледяной воде при +10 на воздухе, отсутствии солнца и не совсем штиле. Я даже побрился с помощью Алекса (без зеркала, пены и одеколона).


Под вечер выдергиваем сетку вторично. В ней удача – какой-то зверь килограмм на десять. Как он эту паутину не порвал к чертям собачьим – непонятно. Решаем порадовать второй экипаж, сажаем рыбку на кукан и таскаем весь следующий день на веревочке.

Прошло семь дней. За это время Бог создал Мир.

А назавтра была война.


Восьмой день. 1 мая.

Встреча второго экипажа.

Чтобы пересечься с ними в Ахтубинске нормально, пришлось вставать в 5.10, практически затемно. Далее 9 км на весле при полном штиле (течение тоже куда-то подевалось). В районе 10.00 пришвартовались в городе.

В этот День мы потеряли Полякова. Из Рыбака и Соратника (равного среди равных) он превратился в Великого Кормчего. Мир праху его.

Что было дальше?

Да много чего, но это уже совсем другая история.


Была встреча второго экипажа, поход до Астрахани в 2 катамарана. Штили и шторма. Дневные пробеги до 90км. Оторванные поплавки, потерянные мачты, смытые за борт шверты-тапочки-очки-кепки-сумочки. Сломанные рули, выпадающие клапана. Повторно отмороженные яйца и обуглившиеся от солнца уши. Проливные дожди и палящее солнце. Буддистские Пагоды в Цаган Амане. Циклопическая плотина в Нариманове. Гости и туристы, гостеприимные хозяева; божий человек Коля-Саша - анашист и любитель Егора Летова. Красивейший город Астрахань.

Много чего было, но это был уже совсем другой Поход.

И пусть про него расскажут другие.

Смелее, друзья.


Тольятти, ВАЗ

19 мая 2005г.

Парфенов Антон.


А у меня на сегодня все.

Надеюсь, Вам понравилось…

Сайт управляется системой uCoz